Биткоин снова на пике, а блокчейны внезапно стали значительно дороже. Свыше 50 из них сейчас оценивают более чем в $1 млрд, даже несмотря на то что пользователей у них, как кот наплакал.
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
В 2012-м пионеры технологии блокчейна Джед Маккалеб, Артур Бритто и Дэвид Шварц создали Ripple Labs и ее новую криптовалюту XRP. Они были уверены, что дают миру новый финансовый инструмент, который позволит быстрые переводы средств с минимальными комиссионными. В первые 10 лет существования блокчейного ряда финансовых учреждений, среди которых Bank of America и Banco Santander, прониклись новаторской идеей и захотели испытать новую сеть Ripple.
Чтобы профинансировать свой проект, компания создала 100 млрд токенов XRP и продала их на общую сумму $1,4 млрд. В начале 2018-го, когда был пик криптоэйфории, рыночная капитализация всех XRP составила $132 млрд. Это сделало соучредителя и исполнительного главу Ripple Криса собственником капитала в $8 млрд.
- Категория
- Мир
- Дата
Впрочем, сегодня в Ripple Labs почти ничего не происходит, и мало кто ожидает, что ее блокчейн сможет составить конкуренцию SWIFT, у которой ежедневных мировых межбанковских трансакций на $5 трлн. И все же Ripple живет и преуспевает. Несмотря на то что блокчейном компании почти никто не пользуется, рыночная капитализация ее токена XRP составляет $36 млрд, что делает его шестой самой дорогой криптовалютой. А Ларсен остается миллиардером с примерно $3,2 млрд собственного состояния.
В прошлом году блокчейн Ripple заработал лишь $583 000 комиссионных по обработке трансакций, сообщает Messari. Говоря на языке Уолл-стрит, коэффициент «цена к продажам» составляет 61 689. Для сравнения, у Nvidia с капитализацией свыше $2 трлн и выручкой $61 млрд этот коэффициент равен 37.
Ripple Labs – это криптозомби. Токены этого блокчейна продолжают активно продаваться – примерно на $2 млрд в день, но назначение таких продаж – исключительно собственно продажи. Не только SWIFT наращивает мощности, но и существуют лучшие блокчейны для международных переводов, особенно стейблкоины вроде tether, привязанного к доллару США и оборот которого составляет $100 млрд.
Ripple такой не один. Расследование Forbes выявило не менее 50 блокчейнов стоимостью более $1 млрд, по крайней мере 20 из которых являются функциональными зомби. После зеленого света американского регулятора на биткоиновые ETF крипторынки взмыли к небесам. Общая рыночная стоимость 20 блокчейнов, деятельность которой проанализировал Forbes, достигает $116 млрд, а вот пользователей у них, как кот наплакал.
Даже не надейтесь, что XRP или другие блокчейны скоро исчезнут. С миллиардами долларов в сокровищницах Ripple и другие подобные ему могут существовать годами. К примеру, у Ripple на счетах эскроу хранится собственных токенов на сумму $24 млрд, которые компания может продать в течение следующих четырех лет. Сегодня в этой сан-францисской фирме работает 900 человек, она регулярно выпускает пресс-релизы по поводу разных событий и продолжает проводить криптопрограммы с центральными банками таких стран, как Грузия и Палау.
Классификация криптозомби
Блокчейновые зомби подпадают под две категории.
- Спин-оффы ранних блокчейнов, таких как Bitcoin и Ethereum;
- Прямые конкуренты ранних блокчейнов.
Спин-оффы
К первой категории относятся Bitcoin Cash, Litecoin, Monero, Bitcoin SV и Ethereum Classic. Общий трейдинг этой пятерки на сегодняшний день составляет $23 млрд. Возникали такие блокчейны, как правило, из-за конфликтов между программистами по поводу того, как нужно управлять Bitcoin или Ethereum. Так как код этих блокчейнов открытый, любой может использовать их по собственному усмотрению.
Litecoin, ранний спин-офф Bitcoin, образовался в 2011-м как более быстрая и более дешевая версия блокчейна для платежей. И он действительно быстрый: Litecoin продуцирует блоки в четыре раза быстрее, чем Bitcoin. Сегодня у этого спин-оффа $6,5 млрд рыночной капитализации, но в прошлом году он насобирал лишь $389 000 комиссионных за переводы, а у Bitcoin было $800 млн.
Пользователи блокчейна платят майнерам комиссионные как поощрение к обработке их трансакций в блоках, которые майнеры «добывают». Такие низкие комиссионные Litecoin указывают на то, что на эту платформу не хватает спроса. Кроме того, эти почти мертвые блокчейны испытывают проблемы с привлечением разработчиков. К концу 2023-го у Litecoin было 74 активных разработчика, пишет Developer Report, в то время как у Bitcoin их более 1000, а у Ethereum – 7000+.
В Bitcoin Cash капитализация даже выше – $7,9 млрд, но только 30 ежемесячных разработчиков на платформе и $49 000 комиссионных в 2023 году. Это ответвление произошло из-за несогласия по поводу назначения крипто: «отступники» считали, что крипто должно стать распространенным методом оплаты, а остальное Bitcoin-сообщество предпочитало крипто как метод хранения средств на будущее.
Bitcoin SV выглядит еще более неоднозначным благодаря своему основателю Крэйгу Райту, который безосновательно (по мнению Высшего суда Великобритании) называет себя Сатоши Накамото, таинственным разработчиком Bitcoin. В январе Coinbase сделал делистинг Bitcoin SV, но рыночная стоимость крипт на этом блокчейне составляет $1,6 млрд.
Среди других блокчейновых зомби Ethereum Classic (ETC) отличает то, что он и является оригинальным блокчейном Ethereum. То, что мы сегодня называем Ethereum, на самом деле, является спин-оффом ETC, который образовался в 2016-м, чтобы вернуть $60 млн украденных этеров (по сегодняшним ценам это уже $11,5 млрд). Значительная часть поклонников Ethereum переживала о том, насколько морально правильно менять историю журнала, чтобы вернуть деньги. Потому они продолжили работу ETC с оригинальным кодом. Рыночная капитализация в ETC $4,6 млрд, но комиссионных в 2023-м было всего $41 000.
Аналитические фирмы и инсайдеры индустрии, с которыми Forbes поговорил об этих пяти спин-оффах, не могли сообщить о какой-либо серьезной активности на этих платформах, кроме трейдинга их токенов. «Этих зомби на плаву держит ликвидность», – сказал один венчурный капиталист.
Так называемые конкуренты
Самая большая группа блокчейн-зомби – это соперники Ethereum. Эти преимущественно заявляют, что являются усовершенствованными версиями творения Виталика Бутерина, ведь Ethereum может обрабатывать только дюжину трансакций в секунду и требует заоблачных комиссионных в пиковые периоды использования.
Tezos, основанный в 2014-м, стал первым блокчейном, который ввел метод proof-of-stake (в противоположность proof-of-work) для создания новых токенов. Многие предпочитают proof-of-stake, потому что они не требуют такого огромного количества электроэнергии, как майнинг биткоина, который пользуется proof-of-work.
Сегодняшняя рыночная капитализация XTZ, токена Tezos, достигает $1,2 млрд, но этот блокчейн обрабатывает всего около 130 000 трансакций в день, в то время как у Ethereum их 1,2 млн. А вот общая заблокированная стоимость (TVL) цифровых активов в сети Tezos достигла только $66 млн. Такие блокчейны, как Ethereum, созданы для разного применения: от криптобирж до видеоигр и NF-токенов, а показатель TVL часто используют для оценки здоровья блокчейна. В Ethereum, использующем 4500 приложений, TVL составляет $48 млрд. Комиссионные Tezos за обработку трансакций в 2023-м составили $177 653.
Также можно назвать Algorand, у которого рыночная капитализация равна $2 млрд, а в казне лежат $500 млн. Блокчейн, который когда-то называли «убийцей Ethereum» за якобы способность обрабатывать 7500 трансакций в секунду, в 2023-м на этих переводах заработал только $63.
Некоторые блокчейновые зомби, похоже, существуют исключительно благодаря популярности своих основателей. Cardano, еще один конкурент Ethereum, начал работу в 2017-м после ссоры своего основателя Чарльза Госкинсона с Бутериным. Блокчейн Госкинсона оценивают в потрясающие $23 млрд из $396 млн TVL. В прошлом году комиссионные составили $3 млн.
Сама фигура Госкинсона сыграла в данном успехе не последнюю роль. У него 980 000 подписчиков в соцсети Х, которым он регулярно нахваливает Cardano. И эпатаж привлекает внимание, поэтому он финансирует охотников за пришельцами и открыл центр регенеративной медицины, который должен бороться со старением. Но его историям не всегда можно верить: он рассказывал, что бросил докторскую программу по математике в Университете Колорадо, а заведение сообщило, что он даже степень бакалавра не получил.
Рисковые активы
Исследованные Forbes 20 блокчейн-зомби – это лишь самые крупные примеры активно продающихся цифровых активов, но не выполняющих задуманную с самого начала функцию. Их гораздо больше. Более 13 000 криптовалют котируются на разных криптобиржах и почти все имеют признаки рисковых копеечных акций, а владение такими токенами ничего собой не представляет, согласно Coin-Gecko. Благодаря скачку стоимости биткоина общая стоимость крипто сегодня составляет $2,5 трлн.
Это кажется прекрасной возможностью для шорт-селлинга, но, как отмечают фирмы, занимающиеся криптотрейдингом, очень трудно ставить на блокчейн-зомби. Проблема в том, чтобы ссудить значительную сумму денег под такие токены. Более того, учитывая предыдущую волатильную историю криптотрейдинга, это еще и очень рискованно. Любой токен может превратиться в мемкоин из-за такого пустяка, как ночной твит Илона Маска.
Взять хотя бы Ethereum Classic. В августе 2022-го, когда его токен стоил около $6, произошло три случая «атаки мажоритарщика». Суть в том, что у одного владельца токенов было 51% вычислительной мощности всей сети, то есть большинство, следовательно, он мог отменить предыдущие трансакции или начислить себе неограниченное количество токенов. Впоследствии эти перекосы были исправлены, работе Ethereum Classic они не помешали, а сегодня токен блокчейна продается по $31.
Департамент юстиции США и Комиссия по ценным бумагам и биржам обычно охотятся на крупных игроков криптоиндустрии. Например, основатель FTX Сэм Бенкман-Фрид, который ожидает приговора суда в тюрьме, или «отец» Binance Чанпен Чжао, который признался в нарушении санкций и отмывании денег, за что криптобиржа должна заплатить $4,3 млрд.
На Coinbase и Kraken, две другие крупные криптобиржи, подала в суд Комиссия по ценным бумагам за то, что они работают как незарегистрированные биржи и брокеры ценных бумаг. Несколько токенов блокчейн-зомби, среди которых cardano и algorand, именуют ценными бумагами под прикрытием.
Не стоит ожидать, что наполненные наличными, бездейственные блокчейны закроются в ближайшее время. Они слишком заняты проектами с низкими шансами на успех. В марте Stellar Development Foundation, некоммерческая организация, распоряжающаяся $2,5 млрд блокчейн-зомби Stellar, объявила об инвестиции в $100 млн. Деньги пойдут компаниям, которые планируют воспользоваться новой платформой смарт-сделок Stellar. Надо как-то выходить за пределы несуществующего платежного бизнеса.
Остерегайтесь, покупатели. Сумасшедшие возглавили криптобогадельню.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.