Михайло Федоров /пресс-служба Минцифры
Категория
Инновации
Дата

Военный билет в «Дії», украинские «Ланцеты» и Силы беспилотных систем. Над чем будет работать Минцифры в 2024 году. Интервью Михаила Федорова

Глава Минцифры Михаил Федоров. «Наша вера и поддержка БпЛА и military-tech привела к тому, что конкретные действия превращаются в отдельный род войск», – говорит Федоров. Фото пресс-служба Минцифры

На должности главы Минцифры Михаил Федоров курирует сразу более 45 проектов. Об инициативе Зеленского создать Силы беспилотных систем, первые тестирования украинских «Ланцетов» и вероятную отмену «Дія.City» Федоров рассказал в новом выпуске «Business Breakfast с Владимиром Федориным» от Forbes

«Миллион БпЛА – точно будет», – говорит глава Минцифры Михаил Федоров. Заявление прозвучало после указа президента Владимира Зеленского, который вечером 6 февраля 2024-го поручил Кабмину и Генштабу ВСУ разработать создание Сил беспилотных систем. Это будет влиять на объем производства БпЛА, убежден Федоров.

Новый род войск – продолжение «Армии дронов», на которую в 2023-м правительство выделило 40 млрд грн. Федоров называет указ одним из важнейших государственных решений за последнее время.

В планах Минцифры на 2024 год – не только это. Федоров анонсировал создание цифровой платформы для мониторинга уголовных дел против бизнеса, запуск пилотного проекта 5G, большую реформу образования и появление на фронте украинского аналога беспилотников типа «Ланцет».

Интервью Михаила Федорова сокращено и отредактировано для ясности.

Михаил Федоров

Михаил Федоров

О войне и 5G

С 2019 года, когда я пришел на должность, мы сделали больше, чем планировали. У нас было четыре ключевых направления: услуги, цифровая экономика, цифровые навыки и телекоммуникационная сфера.

В 2019-м мы сразу произвели перераспределение частот, чтобы активно развивался 4G. Надеюсь, пилот 5G сделаем в 2024 году. Хотя бы локально. Полномасштабная война оказывает влияние на частоты, которые нам нужны. Именно поэтому может не получиться, но стоит попробовать.

Также мне бы хотелось запустить больше проектов, связанных с инновациями для бизнеса, – стимулов, которые заставляли бы модернизировать предприятия. К примеру, грантовую программу, которая финансово поддерживает инновации: от внедрения CRM-систем до новых технологий производства.

Я верю в бизнесменов и бизнес. Не верю в роль государства в экономике. Не считаю, что она должна занимать немаловажное место. Нужно максимально все отпускать, поэтому, например, существует «Дія».

Об экономике без власти

Каждая страна, имеющая ВВП более $50 000 на душу населения, построила инклюзивные независимые институты. К примеру, судебную, финансовую системы, антимонопольный комитет. Они независимы, поэтому на них опирается общество.

Ключевая философия – каждый человек может стать тем, кем он захочет, ведь инклюзивные институты позволяют развиваться. В то же время бизнес защищен, а у тебя есть права и обязанности. Мне очень импонирует западная модель развития общества.

Если говорить объективно, то у нас подобные институты только создаются. Наша стратегия – изменение потребительского поведения благодаря цифровизации. С одной стороны, мы показываем, как государство может работать без чиновников, где их можно заменить простой функцией. С другой – благодаря нашей организационной структуре мы привлекаем людей с рынка, которые никогда не работали бы на государство. Никогда не было бы столько людей в ІТ. Необходимо мыслить глобально, а действовать локально.

Запуск E-Residency также приведет нас к этой картинке. Там мы тестируем модель транзакционных налогов. Например, я не вижу смысла в существовании Налоговой. Налог должен быть транзакционным. То есть сразу списываться, без тысячи людей, накладных и т.п.

В частности, в «Дія.City» мы тестируем модель уменьшения приложений, однако делаем их прозрачными. Так меняется структура экономики и отбеливаются компании, до этого работавшие в серой зоне.

Когда меня спрашивают, какая ваша услуга считается самой лучшей, я отвечаю, что самое главное, что мы сделали, – это то, что цифровизация стала поп-культурой. Сейчас каждое министерство обращается к нам, когда думает о запуске новых услуг. Digital First стало религией чиновников.

Михаил Федоров /пресс-служба Минцифры

Глава Минцифры Михаил Федоров во время интервью Forbes для «Business Breakfast с Владимиром Федориным». Фото пресс-служба Минцифры

О взаимодействии государства и бизнеса

Взаимодействие Совета по поддержке бизнеса с правоохранительными органами, Офисом президента и правительством – комплексная история. Важно, чтобы была обратная связь и изменения в законодательство, которые нарабатывает Совет.

Вместе с Советом мы работаем над решениями, которые будут мониторить, сколько дел открывают по предпринимателям, сколько проводят обысков и т.д. Также будет отдельная информационная система, где можно пожаловаться и оценить действия правоохранительных органов. «Кейс Мазепы» – публичный, так как его все знают. Много подобных дел открывается вне радара.

О возможной отмене «Дія.City»

Я уверен, что ничего не будет с «Дія.City». Никто не сможет остановить этот проект. Во-первых, знаю, что президент сделает всё для поддержки проекта. Он с самого начала поддержал его идеологически. Пока Владимир Зеленский президент – проект будет точно развиваться.

Во-вторых, уже есть критичное количество компаний в этом режиме. То есть идея уже победила любые документы. Ни один консервативный чиновник не сможет остановить «Дію». Поэтому я уверен, что это станет примером для Европы.

О Силах беспилотных систем

«Армия дронов» из бренда превращается в институцию. Это продолжение проекта. Наша вера и поддержка БпЛА и military-tech привели к тому, что конкретные действия превращаются в отдельный род войск. Это одно из самых важных решений за последнее время.

Не буду делать спойлеры, но все будет супер. Теперь это будет влиять на объем производства. Эта организационная структура будет собирать фидбек со всего поля боя в режиме реального времени.

Производство будет точно увеличиваться. По сравнению с прошлым годом оно увеличилось фактически в 120 раз. Сейчас идет активный процесс заключения контрактов. Миллион БпЛА точно будет. По поводу типов и видов комментировать не буду. Это сенситивная информация.

Важным вопросом остается запуск компаний, производящих образцы украинских «Ланцетов». У нас большое количество коптеров в радиусе до 20 км. Однако нам нужно поражать цели на расстоянии до 40 км. Дроны типа «Ланцет» достаточно высокотехнологичны.

Потребовалось полгода для того, чтобы разогнать рынок в этом направлении. Сейчас мы тестируем продукты. В ближайшие недели решится судьба контрактов по дронам типа «Ланцет». Уже есть боевые приложения, но пока единичные. Мне сложно назвать конкретные даты. В течение двух месяцев информация, как горят российские танки, начнет появляться в их пабликах.

О правовом режиме для military-tech

Не знаю об отдельном треке по «Defense.City». В «Дія.City» мы открыли отдельную возможность приобщаться компаниям, которые занимаются БпЛА. Уже более 80 компаний инкорпорировано в «Дія.City» исключительно по дронам.

Конечно, требуются дополнительные стимулы для defense-tech компаний. Однако самое главное, что мы сделали, – это 25% маржинальности. Это позволяет прозрачно реинвестировать в R&D для этих компаний. Меня очень критиковали за эту идею.

О военном билете в «Дії»

Там есть определенная логика. Пока не могу ее спойлерить. Скажем так, в теории, это может быть военный билет в «Дії». Однако, вероятнее всего, его не будет. Сейчас мы работаем над этим проектом отдельно.

Этот вопрос пока прорабатывается. Будет правильно, если Минобороны первым анонсирует новость в этом направлении.

Сейчас вместе с МОУ работаем над введением военного билета. Он будет не в «Дії». У «Дії» также не будет военного электронного кабинета. Для этого будет создана отдельная информационная система на базе Минобороны. Повесток у «Дії» не будет тоже.

Михаил Федоров /пресс-служба Минцифры

Глава Минцифры Михаил Федоров во время интервью Forbes для «Business Breakfast с Владимиром Федориным». Фото пресс-служба Минцифры

О запуске образовательной «Мрії» и реформе вузов

В апреле этого года будет запуск проекта. Речь идет о первых 40 школах. Позже к концу 2024-го мы подключим 1000, в 2025-м – 10 000 школ.

Это будет прорыв. К этому рано или поздно придет любая страна и скажет: «Блин, нам что-то нужно делать с системой образования, потому что в этой стране люди уже 15 лет создают стартапы и капитализируют их».

Два ключевых компонента трансформации, которые мы видим и закладываем в законодательстве: система финансирования и преобразование вузов в небюджетные учреждения.

То есть не просто, кто набрал больше детей на бюджетные места, тот получает большее финансирование в высшие учебные заведения. Теперь важны конкретные результаты учебного заведения и его менеджмента, а не связи с Минобразования.

Необходимо, чтобы вузы самостоятельно наполняли специальные фонды, быстро инвестировали эти деньги в зарплаты, развитие инфраструктуры и т.д. Также требуется другая процедура избрания ректоров. Например, в УКУ есть наблюдательный совет, который определяет ректора. Вы ведь в своих компаниях не выбираете СЕО.

Дисклеймер: после публикации добавлено уточнение от Мицифри по поводу военного билета, уточнено цитату Михайла Федорова.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине