Категория
Жизнь
Дата

Покрыть белой краской камуфляж с изображением кошек. Китайский художник Ай Вэйвэй приехал в Киев. Что мастер создал?

6 хв читання

художник Ай Вейвей представить у Києві свою роботу /Getty Images

Осенью 2025-го на ВДНХ покажут выставку работ китайского художника Ай Вэйвея. Фото Getty Images

В конце июня китайский художник Ай Вэйвэй приехал в Киев. Художник работал над композицией из металлических сфер, перетянутых окрашенной камуфляжной тканью. Открытие инсталляции запланировано на сентябрь 2025 года. Что Вэйвэй увидел в столице воюющей страны и о чем его работа?

Купуйте річну передплату на 6 журналів Forbes Ukraine зі змістовними матеріалами, рейтингами та аналітикою від 1 350 грн.

«Три совершенные пропорциональные сферы и военный камуфляж, окрашенный в белое», – так называется работа, которую китайский художник Ай Вэйвэй, 67, создает на киевской ВДНХ. Открытие выставки запланировано на 14 сентября.

Художник выполнил инсталляцию по заказу платформы Ribbon International. Почему организация предложила сотрудничество именно Вэйвею? Он последовательно выступает в защиту прав человека и свободы слова, поясняют в Ribbon по запросу Forbes Ukraine. Одна из тем творчества Вэйвея – вынужденная миграция, он и сам уехал из Китая 10 лет назад после длительных преследований со стороны государства.

Стоимость «Трех совершенных пропорциональных сфер и военного камуфляжа, окрашенного в белое» в Ribbon International не раскрывают, ссылаясь на то, что это неприбыльный проект. На аукционах работы Вэйвея стоят миллионы. Одна из самых дорогих его инсталляций, «Круг животных/Главы зодиака (I)», ушла с аукциона за около 196 млн грн ($4,6 млн).

сколько стоят работы Ай Вэйвея /инфографика Алина Кохан

Стоимость «Трех совершенных пропорциональных сфер и военного камуфляжа, окрашенного в белое» в RIBBON International не раскрывают. Фото инфографика Алина Кохан

Часть художественного сообщества в Украине настороженно отреагировала на инсталляцию Вэйвея в Киеве: мол, приглашать художника из Китая говорить о важности мира, закрашивая камуфляж, – это игнорировать контекст.

Как сам Вэйвэй видит суть своей инсталляции? Почему он согласился на эту работу и каким увидел военный Киев? Блиц-интервью с Forbes Ukraine.

Художник отвечал на вопросы в письменном виде. Ответы сокращены и отредактированы для ясности.

Вы недавно посетили Украину. Это ваш первый визит сюда? Что произвело самое большое впечатление?

Это была не первая моя попытка посетить Украину. Пятнадцать лет назад, в 2010-м, меня пригласили быть членом жюри на мероприятии арт-центра, посвященном будущему искусству. Но уже на таможенном контроле в аэропорту полиция сообщила мне, что у меня нет разрешения покидать страну. Тогда я упустил возможность. И вот теперь, наконец, моя первая поездка в Украину.

Мои впечатления очень сложны. Это европейская нация в войне, нация, которая получила колоссальную травму и выдержала невероятное давление. Однако в моих встречах с людьми я видел твердую веру и несокрушимую волю. Практически каждый, кого я встречал, передавал это чувство.

До поездки у вас наверняка были собственные представления о стране в войне. Как это соотнеслось с реальностью?

В СМИ Украину изображают как место, где опасность постоянно угрожает жизни. На протяжении нескольких дней пребывания в Киеве я ни разу не слышал сирен, не видел явных признаков войны. Люди, казалось, жили относительно обычной жизнью.

Мы посетили много мест, которые оставили неизгладимое впечатление. При содействии украинских железнодорожников два дня подряд мы снимали, как солдаты отправляются из Киева и как раненых доставляют с фронта.

Видео на странице Ай Вэйвея, снятое во время поездки в Киев в конце июня 2025 года

Мое впечатление: никто не хочет идти на поле боя. Прощания на перроне болезненны. Не все солдаты молоды – многим за сорок или пятьдесят, они производят впечатление интеллектуалов или профессионалов сферы технологий. У них есть пожилые родители, дети, обязанности. На вокзале их провожали друзья и родные. Атмосфера была глубоко печальной, иногда чувствовалась даже безнадежность. Как только эти солдаты покидают дома, их бросает в строжайшие условия войны.

Я посетил заводы, производящие и ремонтирующие железнодорожное оборудование.

Мы были в маленьком ателье, переработавшем тысячи комплектов формы под нужды женщин-военных. Подобные общественные и молодежные инициативы распространены по всей Украине – от пошива формы до производства дронов. Все они передают одно и то же послание: «Мы никогда не сдадимся».

Независимо от того, как будет разворачиваться война, каждый, кого я встречал, выражал непреклонную уверенность. Они понимают, что победить в этой войне будет чрезвычайно сложно, почти невозможно – но нельзя победить народ, который отказывается повиноваться. Это вопрос характера или души – это у них в крови.

Почему вы согласились создать инсталляцию по заказу в Украине?

Я долго размышлял, прежде чем согласиться. С момента моего отъезда из Китая в 2015-м меня глубоко беспокоит судьба беженцев и состояние международных прав человека, включая нынешнее состояние глобальной политики. Большую часть своей жизни я провел в Европе. Как беженец – человек, который не может вернуться на родину – я чувствую глубокую обеспокоенность по поводу вреда, который война наносит людям.

Но определиться с языком или формой, в которой выразить это через искусство, очень трудно. Проблема не в отсутствии вдохновения, а в том, как транслировать в художественное выражение переживания – о человеческой жизни, правах и фундаментальных качествах, которые никогда нельзя нарушать, а следует защищать.

Сталкиваясь с вполне реальной войной, где каждый день погибают люди, мне нужно было найти способ соединить концептуальное мышление с жесткой действительностью.

Ай Вейвей /Getty Images

Ай Вэйвэй создает инсталляцию на заказ платформы RIBBON International. Фото Getty Images

Как бы вы описали основное послание инсталляции? Что должны вынести зрители?

Эта работа о войне и мире – о том, как мы оцениваем человеческие поступки. О ценностях, заложенных в истории и в современности, включая понятия безопасности, справедливости и основные принципы, регулирующие отношения между государствами.

Это о том, как предотвратить войну, ведь войны начинают люди. Каждая сторона считает свои причины легитимными.

Люди – рациональные существа, склонные искать выгоды и избегать вреда, но война неизбежно приносит разрушение и смерть. Сегодня войны не ограничены одним регионом; они горят на Ближнем Востоке и в Европе. Этот конфликт может перерасти в неконтролируемую Третью мировую войну, способную привести к уничтожению человечества. Если это произойдет, четвертой мировой уже не будет.

Самая актуальная задача сегодня – защита мира. Мир – не только геополитика или экономические интересы государств, но и условия жизни каждого человека, выживание каждого ребенка, каждой женщины, каждого пожилого человека.

Расскажите больше об инсталляции. К примеру, вы используете камуфляж. Откуда вы взяли этот материал?

Описывать произведения искусства словами трудно, потому что часть искусства всегда остается вне языка. Но я могу поделиться ключевыми фактами.

Сердцем инсталляции является мое произведение под названием Divina Proportione, которое я создал около 20 лет назад.

Для этой инсталляции я сделал три сферы – большую, среднюю и малую – для Павильона 13, это выставочный зал советских времен 1960-х, первоначально построенный для выставки достижений угольной промышленности. Это здание в стиле модернизма, но его конструкция имеет признаки грубости и неточности, характерные для советской эпохи – в формах, материалах, ремесле.

Процесс создания инсталляции «Три совершенные пропорциональные сферы и военный камуфляж, окрашенный в белое»

Я вернулся в форму «божественной пропорции» и покрыл ее камуфляжной тканью собственного дизайна. С первого взгляда она напоминает военный камуфляж, но узор состоит из изображений котов, которых мы спасали или с которыми жили.

Когда мы закончили с дизайном и печатью ткани, начали работать с фабрикой, производящей стандартную военную форму, чтобы сшить чуть менее 1000 комплектов одежды из этого материала. Эти комплекты использовались для полного обертывания трех сфер и их соединения. Последним этапом стало нанесение на всю поверхность камуфляжной формы промышленной белой краски для стен – это не просто камуфляж, он одновременно скрыт и переписан.

Имели ли вы возможность ознакомиться с украинским современным искусством? Какие художники или работы произвели на вас впечатление?

Нет, не было на это времени.

Дайте практический совет украинским художникам, желающим выйти на глобальный уровень. Как им привлечь внимание арт-дилеров, коллекционеров и владельцев галерей?

Современный арт-мир глубоко коррумпирован. Что бы вы ни делали, если это не служит финансовым интересам или не приносит славы, вероятность привлечения низкая.

И все же у меня есть совет – потому что перед моим отъездом пятеро украинских художников пришли на вокзал, чтобы провести меня. Такое со мной произошло впервые. В этих художниках я увидел идентичность и искренность, которые я вижу в себе.

Они сказали мне: «Надеемся, еще увидимся». Я ответил: «Мы живем в очень сложное время, отмеченное социальными потрясениями. Война доставляет огромные страдания. Но именно в таких обстоятельствах может появиться сильное искусство».

Так что я возлагаю на них большие надежды.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Третій випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні