Олександр Кубраков, Михайло Федоров і Володимир Зеленський /Коллаж Анна Наконечная
Категория
Деньги
Дата

Три сценария для таможни. Forbes узнал, как в ОП и правительстве ищут желающих изменить один из самых проблемных госорганов

5 хв читання

Александр Кубраков, Михаил Федоров и Владимир Зеленский Фото Коллаж Анна Наконечная

За каденцию президента Зеленского на таможне сменилось шесть руководителей, но реформировать орган ни одному из них не удалось. Какие варианты имеются на столе у президента после очередной отставки в одном из самых проблемных госучреждений?

📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку

«Кандидатов ноль», – так в начале февраля ситуацию с изменениями на таможне описывал в интервью Forbes глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия. За несколько дней до этого Кабмин уволил и.о. председателя Государственной таможенной службы Вячеслава Демченко и его заместителей. Он был шестым руководителем органа за три года президентства Владимира Зеленского.

Две недели спустя в правительстве, Офисе президента (ОП) и Верховной Раде хоть и обсуждают несколько вариантов будущего этой структуры, но так и не имеют четкого понимания, что делать с таможней дальше.

Forbes узнал о трех возможных опциях. Какие варианты очередной попытки реформировать таможню имеются на столе у президента и правительства?

Кадровая чистка и обыски: что происходит на таможне

Вячеслав Демченко возглавлял таможню более года. Его назначили исполняющим обязанности председателя органа в ноябре 2021-го, чему предшествовала многолетняя карьера в Пограничной службе.

Арахамия описывал Демченко как «человека с чистой репутацией». «Я понимаю таможню в ее нынешнем состоянии как полностью феодальную структуру. То есть, когда даже фигура начальника областной таможни не играет такой роли, как начальник смены. Поэтому изменить ситуацию можно только институционально», – сказал Forbes Арахамия.

Несмотря на это, пока изменения на таможне ограничиваются именно кадровыми перестановками. Новым исполняющим обязанности главы таможни стал Сергей Звягинцев, до этого являвшийся заместителем Демченко.

Четыре чиновника в ОП и ВР, с которым Forbes обсуждал фигуру нового временного руководителя таможни, сомневаются в его способности качественно реформировать орган. «Кабмин семь раз назначал руководителя таможни в ручном режиме, и это ни разу не сработало», – констатирует заместитель председателя финансового комитета Ярослав Железняк.

В середине февраля (через полторы недели после кадровой чистки среди руководства) в центральном аппарате Таможенной службы и восьми региональных таможнях прошли обыски Государственного бюро расследований (ГБР) и Службы безопасности Украины (СБУ).

По оценкам правоохранителей, ежемесячно сделки на таможне стоили бюджету до 10 млрд грн поступлений. «Это – треть от того, что должно собирать учреждение в течение месяца, то есть, каждая третья гривня по таможенным пошлинам шла в карманы коррупционеров», – говорится в сообщении ДБР. В 2022 году таможня перечислила в госбюджет 300,8 млрд грн, что на 56,9% меньше плана.

Несмотря на озвученные цифры и факт обысков, следственные действия не были слишком результативными, считает глава комитета ВР по финансам, налоговой и таможенной политике Даниил Гетманцев. «Мне это больше напоминало шоу, потому что пока нет никаких подозрений и реальных результатов», – говорит Гетманцев.

Три сценария для таможни

Дальнейшее будущее таможни – один из вопросов, по которым финальное слово будет принадлежать Зеленскому. Причастен к процессу отбора и глава Офиса президента Андрей Ермак (который решает большинство кадровых вопросов во власти), говорят два собеседника Forbes в ОП и ВР на правах анонимности. Именно Ермак в 2021-м предложил идею доверить таможню топпограничнику Демченко, рассказывает на правах анонимности один из нардепов профильного комитета.

Консенсуса по поводу таможни в ОП и правительстве пока нет. На столе у президента находятся три возможных варианта, но ни один из них не является окончательным, говорят два чиновника из ОП и ВР.

Первый – таможня перейдет под ведомство министра общин и инфраструктуры Александра Кубракова. Министерство сейчас причастно к определенным процессам на таможне. Например, экс-заместитель Кубракова Мустафа Найем (недавно перешедший из министерства в агентство восстановления и развития инфраструктуры ) отвечал за открытие новых таможенных пропускных пунктов.

Второй сценарий – таможню могут частично или полностью передать под управление главы Минцифры Михаила Федорова, говорит собеседник Forbes в ВР. «Главная задача Федорова в таком случае – максимально зацифровать все процессы и устранить человеческий фактор в работе таможни», – говорит на правах анонимности нардеп из экономического комитета ВР.

пресс-служба Минцифры

Михаил Федоров Фото пресс-служба Минцифры

Почему Кубраков и Федоров? «Они пользуются авторитетом у президента, и у них неплохо удается проводить реформы в собственных ведомствах», – говорит собеседник в ОП на правах анонимности. Однако это решение пока на стадии обсуждения, добавляет он.

Минус такого хода – Кубраков и Федоров и так имеют достаточно задач в своих министерствах, констатирует собеседник среди нардепов финансового комитета. Кроме того, президент требует скорейшей реформы таможни, говорит собеседник в ОП на правах анонимности: «Провести реформу за считанные месяцы даже у эффективного управленца не удастся».

Третий вариант – таможня на неопределенное время останется под руководством нынешнего исполняющего обязанности Звягинцева. Альтернатива – Кабмин выберет нового руководителя из силовиков – из СБУ или ГБР, предполагают два собеседника в ВР на правах анонимности.

Еще одна опция, которая пока не слишком реалистична – открытый конкурс по привлечению международных экспертов. «Только так мы можем увидеть и оценить реальные перспективы потенциального руководителя таможни», – говорит Гетманцев. С этим утверждением согласен и Железняк.

20 февраля, после выхода материала, нардеп Железняк сообщил в Telegram, что планирует подготовить законопроект о процедуре избрания главы таможни на открытом конкурсе.

Пять шагов для таможенной реформы

Кадры. Главное условие эффективной работы таможни – очищение госоргана от неблагополучных работников не только в центральном аппарате, но и на местах, отмечает Гетманцев.

Сделать это тяжело. Как пример, вместе с экс-начальником таможни Демченко заявление на увольнение должен был написать его заместитель Руслан Черкасский, но вместо этого он пошел на больничный, официальных заявлений по его увольнению нет до сих пор.

Черкасский работает на таможне более 30 лет. «Кроме Черкасского, на таможне хватает людей с сомнительной репутацией. Там требуются серьезные кадровые чистки на всех уровнях. Без этого система не заработает», – говорит нардеп Железняк.

Синхронизация с ЕС. Еще один важный шаг – общие пункты пропуска с Польшей и другими странами. Это позволит бороться с контрабандой и уменьшит коррупционные риски. «В таком случае ситуация, при которой со стороны Польши к нам заезжает брендовая одежда, а на нашей границе она превращается в условный зеленый горошек, невозможна», – рассказывал Forbes Арахамия.

На стадии запуска – таможенный безвиз с Польшей. «Уже сейчас мы видим миграцию контрабандистов в сторону границы с Румынией и Венгрией, пока не участвующих в этом проекте», – признал Арахамия.

Об эффективности этого шага говорит и Гетманцев. «Это уменьшит количество злоупотреблений со стороны украинской таможни», – надеется нардеп.

Три сценария для таможни. Forbes узнал, как в ОП и правительстве ищут желающих изменить один из самых проблемных госорганов /Фото 1

Пропускной пункт «Краковец» на границе между Украиной и Польшей

Человеческий фактор. Важна диджитализация таможни и оснащение всех пропускных пунктов рабочими весами и сканерами, говорит Железняк.

«Нужно максимально убирать человеческий фактор из таможни», – констатирует он.

Жесткая иерархия. Новый управляющий обязан разрушить феодальную систему и ввести принцип коллективной ответственности за правонарушения, говорит Гетманцев. «Такая система работает в налоговой: кто-то один берет – идет вся смена, включая руководство», – рассказывает председатель финансового комитета.

Арахамия предлагает, чтобы растаможкой грузов занимался таможенник из другого региона. «Например, груз пересекает границу во Львовской области, но проверкой занимается работник из Сум, который выбирается системой случайным образом», – пояснил глава президентской фракции.

Оплата труда. Еще один проблемный вопрос – уровень зарплат на таможне, говорит Железняк. «Когда таможенник получает в день $10, это подталкивает его к коррупции. Так система не заработает», – считает нардеп.

С ним соглашается и Арахамия. Он не исключает, что повысить заработную плату таможенникам можно за счет сокращения штата при сохранении бюджета.  

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд