В сентябре на Netflix появились сразу три украинских фильма – «Дикое поле», «Янтарные копы» и «Встреча одноклассников» /Иллюстрация Александра Карасева
Категория
Жизнь
Дата

В начале большого пути. Netflix впервые купит большой пакет украинских фильмов. Как от этого выиграет киноиндустрия Украины

В сентябре на Netflix появились сразу три украинских фильма – «Дикое поле», «Янтарные копы» и «Встреча одноклассников» Фото Иллюстрация Александра Карасева

Украинское кино и сериалы медленным темпом в один фильм в год-два начали появляться на Netflix с 2015 года. В сентябре произошел гигантский скачок – появление сразу трех украинских фильмов в месяц. И это только начало. По информации Forbes, в ближайшее время на американском стриминге может появиться более 10 фильмов украинских киностудий.

Главные материалы Forbes Ukraine. Раз в неделю на вашей почте.

6 октября. Онлайн-конференция Forbes «Без розовых очков»

6 октября. Онлайн-конференция Forbes «Без розовых очков»

Что вы узнаете: Правила развития бизнеса в условиях абсолютной неопределенности; Как получить в клиенты и сотрудничать с Минобороны – крупнейшим заказчиком в стране; Как «военные» инновации могут помочь вашему бизнесу; 2023 год в цифрах от Минфина и НБУ.

Билеты на конференцию по ссылке

20 спикеров: Алексей Резников, Сергей Марченко, Михаил Федоров, Александр Конотопский, Алекс Лисситса, Сергей Николайчук, Юлия Бадритдинова, Тарас Чмут и другие.

Когда: 6 октября, с 10:00 до 16:00

Стриминговая платформа Netflix в 2016 году стала доступна в Украине. Только в 2021-м пользователи получили возможность использовать интерфейс и слушать дубляж на украинском. В сентябре 2022 года компания открыла офис в Варшаве, который будет управлять контентом сервиса в странах Центральной и Восточной Европы, в частности в Украине. Netflix уже начал поиск работников, разговаривающих на украинском.

В сентябре на стриминговой платформе появились три отечественных фильма «Дикое поле», «Янтарные копы» и «Встреча одноклассников», доступных для просмотра на территории Украины. Они были добавлены к двум частям «Слуги народа» студии Квартал 95, документальному фильму «Зима в огне» и ленте «Носорог» Олега Сенцова.

Forbes стало известно о продаже большого пакета фильмов группой компаний Film.ua Group для показа на Netflix. Об этом изданию рассказали два источника в компании. Вероятно, речь идет о 14 проектах, сказал один из источников Film.ua. На стриминге появятся «Бешеная свадьба», «Большая прогулка» и «Лучшие выходные». В декабре выйдет «Снайпер. Белый ворон». Идут переговоры о покупке «Фокстер и Макс». Об этом рассказали Forbes разные причастные к созданию этих лент люди.

Film.ua из-за контрактных ограничений с американским стримингом отказался комментировать сотрудничество. В PR-агентстве MSL Ukraine, отвечающем за коммуникацию Netflix в Украине, сказали Forbes, что «клиент решил никак не комментировать вопросы».

Какая цена сделок на украинском кинорынке и какое сотрудничество повлияет на отечественную киноиндустрию.

Чем занимается Film.ua Group?

Чем занимается Film.ua Group?

Нажмите «Читать больше»

Film.ua Group объединяет более 20 компаний в сфере кино- и телепродакшена. Они не только снимают кино и телешоу, но и занимаются дистрибуцией контента – собственного и других продакшенов.

Кино, созданием и дистрибуцией которого занимались в Film.ua Group: фильмы «Ціна правди», «Сторожова застава» и «Захар Беркут»; сериалы «Нюхач» и «Кріпосна» (совместно с СТБ); анимационные фильмы «Мавка. Лісова пісня» и «Викрадена принцеса: Руслан і Людмила».

Фильмы, только дистрибуцией которых занимались Film.ua Group: «Поводир», «Крути, 1918», «Фокстер і Макс», «Снайпер. Білий ворон», «Я працюю на цвинтарі», анимационный фильм «Микита Кожум'яка».

Как построено сотрудничество с Netflix

Переговоры с Netflix – длительный и засекреченный процесс. Детали соглашений строго-настрого запрещено раскрывать, рассказали Forbes несколько участников киноиндустрии во время подготовки материала. Крупнейшие игроки, сотрудничающие с международным стримингом, – Film.ua Group и медиахолдинг «Медиа Группа Украина». Последние начали переговоры со стримингом еще до вторжения.

«Окончательного согласия по показу конкретных фильмов достигли несколько месяцев назад», – говорит директор департамента монетизации контента Ирина Черняк. Медиахолдинг продал права на показ своих проектов «Бурштинові копи» и «Зустріч однокласників» и партнерского – «Дике поле» по роману Сергея Жадана. Они уже доступны подписчикам стриминговой платформы на территории Украины.

Продюсер «Дикого поля» Владимир Яценко после успешного соглашения начал напрямую вести переговоры с Netflix по другим своим проектам. Среди наиболее известных: «Додому» Наримана Алиева, «Атлантида» Валентина Васяновича, «Люксембург, Люксембург» Антонио Лукича, «Я і Фелікс» Ирины Целик. Алиев и Лукич – участники списка Forbes «30 до 30».

Скорее всего, об эксклюзивной продаже прав на показ фильмов речь не идет. Они были в кинотеатральном прокате, большинство на сервисах Megogo и SWEET.TV. К примеру, свежую ленту «Снайпер. Білий ворон» можно посмотреть на этих украинских стримингах от 99 грн. Несмотря на отсутствие эксклюзивности контента, Netflix все равно приобрел права на их показ.

В начале большого пути. Netflix впервые купит большой пакет украинских фильмов. Как от этого выиграет киноиндустрия Украины /Фото 1

Украинское кино на Netflix

Сколько украинские киностудии могут заработать на сотрудничестве со стримингом? Стоимость сделок с Netflix ни одной из сторон не называет. До вторжения говорилось о суммах от $5000 до $25 000 за право на показ одной серии, рассказывали Forbes в трех украинских продакшенах на условиях анонимности. Что касается фильмов – вряд ли Netflix купит украинский фильм дороже, чем за $50 000, говорит продюсер фильма «Снайпер. Білий ворон» Артем Денисов. Сейчас это небольшие деньги: даже не десятки тысяч долларов, соглашается Яценко.

«Стоимость продажи прав на показ фильмов зависит от правообладателя, затрат на производство, а также так называемых rate cards с установленными минимальными ценами», – объясняет директор национального онлайн-кинотеатра SWEET.TV Александр Резунов.

Украина в тренде

Почему у Netflix возрос интерес к украинскому кино? «В результате Украина стала субъектом и на кинематографической карте мира, – говорит соучредитель UPHub Юрий Артеменко. – Поэтому уважение к украинскому войску, благодарность украинскому народу перетекает в интерес к украинскому культурному продукту».

Украина в тренде, а у Netflix не очень хорошие финансовые результаты, добавляет Яценко. За первый квартал 2022 года стриминговая компания потеряла 200 000 подписчиков. Netflix пытается исправить ситуацию с помощью покупки продуктов у интересующей сейчас страны, убежден продюсер.

Среди причин заинтересованности международного стриминга украинским контентом – множество переселенцев. С начала вторжения границу с соседними странами пересекли 7,5 млн жителей Украины, свидетельствуют данные ООН. «Эти люди будут зарабатывать деньги и хотеть смотреть свое, – говорит Яценко. – Поэтому это нормальная практика для компании – потестить украинский контент в Украине, а затем предложить его самую популярную часть европейскому рынку».

Трейлер к фильму «Снайпер. Білий ворон»

Присутствие украинского кино на Netflix не повлияет на украинский кинорынок в плане инвестиций, убеждены его игроки. Вырученных от Netflix средств за права на показ фильмов недостаточно, чтобы держать индустрию на плаву, считает Яценко. До устойчивого сотрудничества украинского медиарынка и Netflix еще далеко, поэтому и о глобальных переменах говорить рано, соглашается продюсер фильмов «Бурштинові копи» и «Зустріч однокласників» Иван Букреев.

Есть ли место для роста Netflix на разорванном войной украинском рынке? В начале февраля 2022 года директор Независимого рейтингового агентства Big Data UA Сергей Бойко оценивает украинскую аудиторию Netflix почти в 200 000. Например, в Польше еще год назад американский стриминг имел уже 1,7 млн подписчиков.

Лидер украинского ОТТ-рынка Megogo, по его оценке, имеет 600 000. В середине лета самый богатый украинец Ринат Ахметов закрыл свой стриминговый сервис Oll.tv, развивавший 10 лет. Подписчиков перевели в Мегого. По оценке Бойко, их было у сервиса почти 150 000. Самая дешевая подписка на Netflix в Украине стоит около 200 грн. На украинских Megogo и Sweet.tv – 99 грн.

Netflix поддерживает кинорынок Украины по-другому: компания выделила $820 000 для украинских кинематографистов на развитие новых проектов. Процесс создания фильма длится от двух лет до шести. Если индустрия сейчас остановится, то несколько лет у нас не будет украинского кино, кроме документального или сделанного наскоро, добавляет Яценко.

Ранее дебютные фильмы получали 100% финансирования от Госкино, остальные – 80% или 50%. Те, кто получал не всю сумму на проект, создавали кино в копродукции с другими странами. Но для привлечения зарубежных средств нужно, чтобы у создателей фильма был свой стартовый капитал. Продюсерам контента, размещенного на Netflix, будет легче находить деньги для новых фильмов, говорит продюсер Иванна Хицинская.

Трейлер к фильму «Дике поле» по роману Сергея Жадана.

Сотрудничество со стримингом дает имиджевую поддержку. «Выход на Netflix повысит спрос на украинский кинематограф среди других международных платформ, – добавляет Хицинская. – Это первый шаг к утверждению украинского кино как соответствующего качеству международного».

В каталогах Amazon Prime Video есть пока 33 украинских фильма. Среди них – «Червоний», «Крути 1918», «Погані дороги», «Земля блакитна, ніби апельсин» и «Скажене весілля». Apple TV+ купил права на показ «ЮКІ» и «Снайпер. Білий ворон». HBO Europe пока приобрела только одну украинскую ленту – комедию Антонио Лукича «Мої думки тихі».

Можно ли уже говорить об экспансии украинского кино на Netflix? «Я бы не говорил слово «экспансия», потому что 10–14 закупленных фильмов погоды не делают, – говорит Артеменко из UPHub. – Можно говорить о начале большого пути, первом шаге. Но мы должны думать о втором».

Какой шаг можно считать полноценным выходом стриминга на украинский рынок? Когда украинские продакшены будут снимать в сотрудничестве с Netflix, добавляет Артеменко. То есть создание линейки Netflix Original. К примеру, в Польше компания инвестировала около $115 млн в оригинальные фильмы и сериалы и создала более 2600 рабочих мест.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине