Рейтинг «Лідери бізнесу» від Forbes Polska.
Категория
Богатейшие
Дата

10 лучших предпринимателей Польши от Forbes Polska. В списке – производитель игр, создатель космического стартапа и король курятины

9 хв читання

Рейтинг «Лидеры бизнеса» от Forbes Polska.

Каждый год Forbes Polska составляет рейтинг «Лидеры бизнеса», в который входят самые активные и важные предприниматели страны. В этом году вышел полный срез отраслей Польши и компаний на разных стадиях развития. Наиболее членов жюри поразили те бизнесмены, которые упорно развивали свои предприятия

Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня

Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням. 

В рейтинге «Лидеры бизнеса» встретились как опытные, так и молодые бизнесы и их руководители. Есть здесь и ветеран польской предпринимательской деятельности, как Ежи Старак из его Polfarma, и представители нового поколения бизнесменов, например, основатель космического стартапа ICEYe Рафал Моджевский. Это позволяет говорить о стабильности польского бизнеса.

Первая десятка рейтинга «Лидеры бизнеса Польши»

1. Павел Мархевка, Techland (61 балл)

Павел Мархевка Techland /Techland

Павел Мархевка Фото Techland

Еще один удачный год для разработчика видеоигр из Вроцлава. В прошлом году игру компании Dying Light 2 очень хорошо приняли на рынке и уже за первый месяц она разошлась тиражом в 5 миллионов копий. В этом году Techland раскрыла, сколько заработала на нем: $195,44 млн прибыли.

Кроме того, крупнейшей новостью компании, оцениваемой в рекордные $2-2,2 млрд, стало появление нового мажоритарного владельца, которым теперь будет китайская Tencent. Этого хватило, чтобы Павел Мархевка, создатель успеха, уверенно возглавил наш рейтинг.

«Объединение усилий с Tencent позволит нам перейти на самый высокий уровень реализации нашего видения видеоигр», – прокомментировал основатель студии из Вроцлава.

Досадный опыт CD Projekt, когда мегапопулярная серия игр о Ведьмаке подняла ее оценку до около $7,08 млрд, а неудачная премьера «Киберпанка» снизила стоимость компании до примерно $2,5 млрд, вероятно, подтолкнул Techland искать поддержки инвесторов. В настоящее время Techland работает над новой франшизой, действие которой происходит в фантастическом мире.

Мархевка воспользовался тем, что китайский гигант (с капитализацией $395 млрд) хочет догнать Microsoft и Sony в глобальной консолидации игрового сектора. Несмотря на то, что CD Projekt все еще вдвое больше благодаря своим двум мощным франшизам, Павел Мархевка продал свой контрольный пакет акций Techland по оценке, которая была лишь на 20-30% ниже стоимости ее варшавского конкурента.

Мархевка продолжит исполнять обязанности гендиректора студии и в дальнейшем будет держать треть акций Techland. А благодаря примерно $1,5 млрд капитала в его личном распоряжении он сможет строить новые бизнесы.

2. Якуб Свадзба, Diagnostyka (45 баллов)

Якуб Свадзба, Diagnostyka /из личного архива

Якуб Свадзба Фото из личного архива

Diagnostyka, основанная Якубом Свадзбой, – это, прежде всего, масштабный успех. На доходы сети медицинских лабораторий, достигших $379,74 млн, в значительной степени повлияла пандемия Covid – еще в 2019 году выручка компании составила $202,5 млн. Но Свадзба еще до того показал, что умеет быстро развивать бизнес, за последние 10 лет выросший в 10 раз.

С самого начала Diagnostyka сосредоточилась на обслуживании личных клиентов, вложив средства в огромное количество лабораторных пунктов. Эта стратегия очень быстро окупилась.

Именно ловкость и умение испытывать тенденции рынка помогли компании немедленно включиться в борьбу с пандемией. Сегодня временное увеличение доходов от проведения массовых тестов на Covid уже в прошлом. Однако Diagnostyka воспользовалась этим моментом, чтобы укрепить свои позиции на рынке и, прежде всего, повысить узнаваемость бренда.

«Польская специфика состоит в том, что у нас примерно одинаковое количество индивидуальных заказов и заказов от учреждений здравоохранения. Отсюда наше более рыночное мышление. Мы стараемся достучаться до клиентов, которым мало базовых медицинских услуг», – говорит основатель Diagnostyka.

А достучаться до клиентов помогают 1200 лабораторий по всей Польше.

3. Ежи Старак, Polpharma (43 балла)

Ежи Старак, Polpharma /Getty Images

Ежи Старак Фото Getty Images

Миллиардер купил компанию Polpharma во время приватизации в 2000 году, и с тех пор увеличил ее продажи в десятки раз. Хотя компания начинала с дженериков, сегодня она развивается за счет создания биосимиляров, и в этом с нею не сравнится ни одна биотехнологическая компания в Польше.

В конце августа Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (FDA) одобрило выход на рынок первого биосимиляра препарата Tysabri, единственного в мире позволяющего существенно замедлить развитие рассеянного склероза. Это одобрение выводит компанию на другой бизнес-уровень, поскольку американская компания Biogen, оригинальный разработчик Tysabri, продала это лекарство на $2 млрд только в 2022 году. Polpharma вместе с испанской Sandoz, отвечающей за международные продажи препарата, является единственным конкурентом Biogen.

Фармацевтическая группа Ежи Старака входит в двадцатку крупнейших производителей дженериков в мире и сейчас оценивается примерно в $4,05 млрд. Но Tysabri – это новый раздел в развитии компании и кульминация 13-летней работы миллиардера, который решил превратить Polpharma в более инновационную компанию. Так была основана компания Polpharma Biologics, в которую сначала планировали нанять штат до 100 человек, а сегодня там работает 1200 человек.

Стоимость разработки биосимиляра составляет €120-200 млн. При этом Tysabri стал вторым биосимиляром, зарегистрированным компанией. Год назад Polpharma совместно с немецкой Formycon успешно разработали биосимиляр «Ранибизумаб», используемый для лечения глазных заболеваний. Однако выход на рынок терапии рассеянного склероза открывает перед компанией Ежи Старака совершенно новые возможности.

4. Томаш Домогала, Grenevia (42 балла)

Томаш Домогала ведет предпринимательскую деятельность по разным направлениям: поддерживает стартапы, покупает зрелые компании, инвестирует в недвижимость. Однако за последние два года наибольшее внимание привлек разворот, который он совершил с FAMUR. Он превратил компанию по производству горнодобывающего оборудования в инвестиционный холдинг, специализирующийся на компаниях, поддерживающих «зеленую» трансформацию экономики.

FAMUR сейчас специализируется не на производстве, а на инвестициях и инженерных услугах. Учитывая потребности нового времени, компания также занялась капитальным ремонтом редукторов ветровых турбин. Однако важнейшей частью бизнеса стали новые инвестиции.

Все началось еще в 2021 году с покупки Projekt Solartechnik, компании, строящей солнечные электростанции. В то же время Томаш Домогала показал, как многое может сделать большая, опытная компания. У Solartechnik были инвестиции в солнечные электростанции мощностью 0,4 ГВт, а за год в составе Grenevia эта мощность выросла до более чем 3 ГВт, а сегодня достигает 5 ГВт.

Схожая ситуация и с производителем батарей для больших электромобилей Impact CPT, которого Grenevia приобрела примерно за $70,8 млн. На момент сделки компания производила батареи общей мощностью 0,2 гигаватт-часа, а команда Grenevia смогла быстро масштабировать производство до 0,6 гигаватт-часа. В 2024 году должен заработать новый батарейный завод компании.

5. Рафал Моджевский, ICEYe (41 балл)

Рафал Моджевский, ICEYe /ICEYE

Рафал Моджевский Фото ICEYE

Инвестор крупнейшего польского стартапа в космической отрасли становится постоянным участником нашего рейтинга бизнес-лидеров. Этим он обязан не только успеху в бизнесе, но и стратегической важности технологии, созданной его компанией.

Уже второй год Украина использует услуги спутниковой радиолокационной съемки, предлагаемые ICEYe, для защиты от российской агрессии. Осенью 2023 года в партнерстве со SpaceX компания вывела на орбиту четыре новых спутника, что позволило расширить возможности для сбора данных и продемонстрировало рост спроса и интереса к услугам ICEYe.

Стартап выпускает небольшие спутники, весом чуть более 100 кг, оснащенные радиолокационным оборудованием для наблюдения за Землей. И делает это гораздо эффективнее традиционных оптических приборов.

Технологию спутника разработали Моджевский и Пекка Лаурила, учёный из финского Университета Аалто. ICEYe может предоставлять изображение независимо от погодных условий и времени суток, предлагая изображение с беспрецедентной точностью по относительно умеренной цене.

6. Анджей Гождзиковский, Мирослав Кожлакевич, Cedrob (40 баллов)

Cedrob – один из самых больших успехов крупного бизнеса Польши последних лет. Ни один из самых успешных стартапов в списке этого года, которые за относительно короткое время достигли стоимости в несколько сотен миллионов евро, даже близко не могут сравниться с Cedrob по темпам роста. С 2010 года компания под руководством Анджея Гождзиковского и Мирослава Кожлакевича увеличила свои продажи в десять раз, а именно до $2,78 млрд.

Основанная в 1991-м группой птицеводов, компания Cedrob сейчас близка к тому, чтобы стать третьим по величине производителем курятины в Европе. Cedrob воспользовалась тенденцией, согласно которой дешевое мясо курицы стало основным продуктом питания людей во всем мире. И немногие из производителей курятины в Европейском Союзе способны производить ее так эффективно, как польская компания.

В то же время для того, чтобы сократить дистанцию между Cedrob и крупнейшими игроками на этом рынке, компания начала консолидировать отрасль, сделав серию приобретений. Поэтому неудивительно, что польский гигант птицеводства попал в поле зрения своих величайших мировых конкурентов, а именно Tyson Foods. Эта американская компания, основанная в 1935 году, сейчас оценивается в $16 млрд. В нашем последнем рейтинге крупнейших польских компаний стоимость Cedrob составила около $1,41 млрд.

7. Моника Купял-Згрызек, Tele-Fonika Kable (38 баллов)

Моника Купял-Згрызек годами была в списке номинантов рейтинга «Лидеры бизнеса», но только в этом году ей удалось попасть в рейтинг. На нее стали обращать внимание в середине прошлого десятилетия, когда она возглавила Tele-Fonika Kable. Ее первым крупным достижением стал вывод семейного бизнеса из глубоких долгов и покупка британского производителя подводных кабелей JDR Cable Systems. Моника Купял-Згрызек поняла, что это один из сегментов с самыми быстрыми темпами развития благодаря распространению ветровых электростанций на воде.

Поэтому компания сделала значительную инвестицию в Великобритании. В английском городе Блайт Tele-Fonika Kable строит завод стоимостью 130 млн фунтов стерлингов. Этот объект, строительство которого поддерживает правительство Великобритании, будет работать уже в 2024 году и станет производственным хабом для подводных кабелей.

8. Рафал Бжоска, InPost (37 баллов)

Рафал Бжоска, InPost /Getty Images

Рафал Бжоска Фото Getty Images

Никакая другая польская компания не зарекомендовала себя в Западной Европе так хорошо, как InPost. Рафал Бжоска уже более десяти лет занимается выходом на международные рынки. В 2011 году он даже представил очень амбициозный план запуска 16 000 почтоматов по всему континенту, впрочем, тогда ничего не получилось и компании пришлось сосредоточить внимание на польском рынке и привлечении инвесторов.

Но вот уже несколько лет она все интенсивнее развивается и на западе, прежде всего во Франции, Великобритании и Италии.

В 2020 году InPost сделала первое крупное достижение – установила 1000 почтоматов в Великобритании. Однако сегодня их здесь гораздо больше – 5700, впрочем, это лишь четверть от количества почтоматов в Польше. Всего в Западной Европе у InPost их почти 12 000, то есть план десятилетней давности приближается к исполнению.

Однако модель развития за границей несколько изменилась. Помимо почтоматов, в сети InPost также есть пункты выдачи, которые являются основой бизнеса компании во Франции, где в 2021 году Бжоска совершил наибольшую покупку в истории польского частного бизнеса. За 513 млн евро он купил компанию Mondial Relay, у которой была вторая по величине сеть выдачи посылок (11 000 пунктов), а также она присутствует на рынках Бенилюкса и Пиренейского полуострова (около 4000 пунктов). С этого времени InPost удвоила сеть пунктов на зарубежных рынках Mondial Relay, а в самой Франции сосредоточилась на распространении почтоматов. Их насчитывается уже около 4000.

Третий ключевой рынок – Италия, где InPost появился еще в 2014 году. Здесь компания развивает сеть почтоматов (сейчас их 1500), и именно здесь бизнес растет быстрее всего благодаря тому, что такой вид доставки в Италии почти на нуле. В текущем году объемы отгрузок выросли в 10 раз.

В Великобритании дела тоже обстоят очень хорошо, и в третьем квартале компания наконец-то вышла на прибыльность. Все может быть даже лучше, ведь летом InPost купила за 49,3 млн фунтов стерлингов 30% акций курьерской компании Menzies, автопарк которой насчитывает 3200 автомобилей, а география доставки охватывает 47 000 населенных пунктов.

9. Адам Сикорский, Unimot (34 балла)

Развитие Unimot, которое совершил Адам Сикорский за последние два года, является беспрецедентным подвигом. К 2020 году его компания по торговле топливом зарабатывала не более $1,2 млрд дохода, уже за год увеличила его до $2,07 млрд, а в 2022 году – до $3,39 млрд. В значительной степени на увеличение доходов топливного бизнеса повлияло полномасштабное вторжение России в Украине.

Сегодня же, несмотря на то, что ситуация на рынке энергоносителей нормализовалась, Unimot не сбавляет обороты. Продажи за последние четыре квартала уже достигли $3,44 млрд, а EBITDA остается на высоком уровне – $113,9 млн (в 2020-м она составляла лишь $22,78 млн, а в лучший 2022 год – $127,08 млн).

Адам Сикорский перешел в другую лигу. Он доказал это, устроив в 2022-м соглашение, в рамках которого была разделена группа Lotos. Основатель Unimot отхватил себе четыре компании: Lotos Terminale, Uni-Bitumen, Lotos Infrastruktura и RCEkoenergia, общей стоимостью примерно в $113,9 млн. Вот так одним махом он получил асфальтное предприятие гданьской компании, ее склады горючего в Щецине, Гутково, Гданьске и Болеславце, а также железнодорожную логистическую фирму.

Это еще один важный этап в постепенном развитии и укреплении позиций Unimot Group как крупнейшего независимого оператора на рынке горючего в Польше. В нашей бизнес-стратегии на 2018–2023 годы мы очертили необходимость диверсификации источников доходов и сейчас пользуемся появившейся на рынке возможностью для расширения масштабов и направлений нашей деятельности», – объясняет Адам Сикорский.

10. Марцин Гжимковский, Sportano (32 балла)

Когда в начале 2021 года Зигмунт Солож и Рафал Бжоска выкупили акции интернет-магазина обуви Eobuwie за $253,16 млн, ее основатель Марцин Гжимковский покинул самый большой интернет-магазин обуви в идеальное время на «пике электронной коммерции». Благодаря своим успехам с Eobuwie и деньгам по его продажам сегодня он развивает свой новый проект – спортивный маркетплейс Sportano.

Там собрано около миллиона товаров более 600 брендов, но сайт не ограничивается только одеждой и обувью. Сильной стороной Sportano есть спортивное оборудование практически для любого вида спорта.

До сих пор спорт не был сильной стороной крупных онлийн-маркетплейсов, поэтому компания скорее конкурирует с сетями Decathlon или Intersport, чем с классическими интернет-магазинами одежды, где все обречены конкурировать с Zalando. В индустрии спортивных товаров именно Гжимковский является новатором, пытающимся забрать себе долю торговых сетей, присутствующих на этом рынке десятилетиями. Как он объяснил, его преимуществом является сочетание относительной молодости (ему еще нет 40) и большого для его возраста опыта и капитала.

Методология

Создание рейтинга бизнес-лидеров, как и каждый год, проходило в четыре этапа:

  1. Приглашение в состав жюри 14 инвестиционных банкиров и бизнес-консультантов.
  2. Подготовка списка потенциальных лидеров, который дополнили судьи своими номинантами.
  3. Каждый член жюри составил рейтинг из десяти самых ценных людей в польском бизнесе. Каждый участник рейтингов судей получил баллы соответственно своих мест: от 10 баллов за 1-е место до 1 балла за 10-е место).
  4. Подсчет баллов и формирование окончательного рейтинга в соответствии с ними.
Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд