Крупнейшие компании Германии уходят с родины в поисках лучших мест для развития бизнесов в Северной Америке и Азии. /Getty Images
Категория
Мир
Дата

Германия в свое время сделала ставку на промышленность. Теперь это делает ее уязвимой – экономика в рецессии. Politico нашла три причины, тянущие на дно «индустриальное сердце Европы»

7 хв читання

Крупнейшие компании Германии уходят с родины в поисках лучших мест для развития бизнесов в Северной Америке и Азии. Фото Getty Images

Крупнейшие промышленные компании Германии, прославившие ее на весь мир, похоже, не видят своего будущего на родине. То, что когда-то сделало страну индустриальным сердцем Европы, теперь постепенно его останавливает. Издание Politico проанализировало ситуацию в стране и определило причины негативных для германской экономики тенденций. Forbes выбрал главное из материала

Известный на весь мир химический гигант BASF был опорой развития германской бизнес-среды более 150 лет, поддерживая промышленный подъем страны постоянным потоком инноваций, которые помогли сделать «сделано в Германии» предметом зависти по всему миру. Но ситуация изменилась: BASF не намерен расширять бизнес на родине.

BASF, обеспокоенная состоянием внутреннего рынка, уже закрыла завод по производству удобрений, уволив 2600 работников, и имеет €130 млн убытков. Компания решила вложить $10 млрд в модерновый комплекс в Китае, который должен стать золотым стандартом ответственного производства.

Для немецкого рынка это не редкий случай, а тенденция немецкой экономики, которая в первом квартале достигла рецессии. Под влиянием токсического коктейля из высоких цен на энергоресурсы, нехватки рабочей силы и ряда ограничений известные компании, такие как Volkswagen и Siemens, и менее именитые ищут лучшие места для развития бизнесов в Северной Америке и Азии.

Некоторые факты заставляют предполагать, что экономические проблемы Германии только начинаются:

  • Число безработных в стране в июне увеличилось на 192 000 человек по сравнению с июнем прошлого года. Хотя в это время компаниям обычно нужно больше работников.
  • Количество заказов немецким инженерным компаниям значительно падает: только в мае зафиксировано 10% падения. Это уже восьмой месяц «негативного роста».
  • Количество иностранных инвестиций в Германию снова упало в 2022-м – это пятый год подряд и самый низкий уровень с 2013-го.
Германия в свое время сделала ставку на промышленность. Теперь это делает ее уязвимой – экономика в рецессии. Politico нашла три причины, тянущие на дно «индустриальное сердце Европы» /Фото 1

Слишком полагались на промышленность

Большая зависимость Германии от промышленности делает страну особенно уязвимой. Кроме производителя ПО SAP, в стране почти отсутствует технологический сектор. Сами же финансовые игроки известны тем, что делают плохие ставки ( Deutsche Bank ) и скандалят ( Wirecard ). На промышленность в Германии приходится около 27% экономики, в то время как в США – 18%.

Не помогает и то, что наиболее важные индустриальные сегменты (химический, автомобильный, машиностроительный) работают на технологиях XIX в. Несмотря на оптимизацию, они становятся либо устаревшими ( двигатель внутреннего сгорания ), либо слишком высококачественными для производства в Германии. Крупнейший производитель алюминия в Германии Uedesheimer Rheinwerk сообщил, что до конца года закроет свой завод в стране из-за слишком высоких цен на энергоресурсы.

Это не так настораживало бы, если бы Германия имела хороший опыт экономической диверсификации, но история показывает обратное.

Именно Германия была пионером технологий солнечных панелей и крупнейшим производителем в мире в начале 2000-х. Но удержать лидерство страна не смогла, уступив Китаю, скопировавшему технологию и заполонившему рынок дешевыми аналогами. Немецкие производители солнечных панелей прогорели. Немецкая биотехнологическая компания BioNtech, которая была на передовой разработки мРНК-вакцины против COVID-19, объявила об «огромных» инвестициях в новейшее исследование рака… в Великобритании.

Диверсификационный потенциал Германии оставляет желать лучшего. Германия занимает лишь восьмое место в мире по ежегодному рейтингу «Индекса мировых инноваций» Всемирной организации интеллектуальной собственности при ООН. В Европе она даже в тройку не входит. Лишь четыре из 100 наиболее цитируемых научных работ об искусственном интеллекте в 2022-м были немецкими. Для сравнения, американских было 68, а китайских – 27.

За последние 15 лет экономика Германии выросла на 19%, до $4,1 трлн. В то время как американская экономика, усиленная бумом Кремниевой долины, выросла на 76%, до $25,5 трлн.

«Германии нечего предложить в наиболее прогрессивных и важных секторах, – отмечает глава Немецкого института экономических исследований Марсель Фрацшер. – Мы существуем в старой промышленности».

Причины упадка промышленности в Германии

Хотя ЕС обвиняет в деиндустриализации региона несправедливую политику США и Китая, проблемы Германии гораздо глубже и в основном созданы ею же. То, что когда-то сделало страну индустриальным сердцем Европы, теперь постепенно его останавливает.

Демографические причины

Поколение бейбибумеров уходит на пенсию. Как результат – уменьшение количества инженеров, ученых и других высококвалифицированных работников, крайне необходимых для конкуренции на мировом рынке. В течение следующих 15 лет около 30% рабочей силы Германии достигнет пенсионного возраста.

Кроме того, молодежь страны предпочитает надежные рабочие места, а не сложный путь предпринимательства и инноваций. По словам Фрацшера, молодые немцы, скорее, пойдут работать на государство, чем начнут собственный бизнес.

Миграция тоже пока не помогает, ведь Германия преимущественно принимала беженцев без навыков, которые необходимы компаниям.

На прошлой неделе в стране был принят новый закон, устраняющий бюрократические препятствия на пути высококвалифицированных работников, желающих поселиться в стране. Не факт, что это поможет. По сравнению с Великобританией, Канадой или США, в Германии более высокие налоги, более сложный язык и часто не слишком приветливая к иностранцам культура.

Энергетическая проблема

Рост цен на энергоресурсы из-за российской войны в Украине и борьба с климатическими изменениями внесли свой вклад в деиндустриализацию. Без дешевого российского газа Германия не может поддерживать свою бизнес-модель: хотя сейчас оптовые цены на газ стабилизировались, они все равно втрое выше докризисных.

Когда начались проблемы с газом, страна выключила все атомные электростанции. Почти 25 лет субсидирования производителей возобновляемой энергии не обеспечили Германию достаточным количеством ветровых турбин и солнечных панелей, а лишь дали немцам втрое выше среднего мирового тариф на электроэнергию.

Смерть Das Auto

Автомобильная промышленность, которая когда-то была гордостью Германии, превращается в ее ахиллесову пяту. Годами такие компании, как Mercedes, BMW и Volkswagen, не хотели видеть в Tesla и ей подобных реальных конкурентов. Теперь они за это расплачиваются.

Китай, не столь опрометчивый, еще 15 лет назад начал активно вкладывать деньги в развитие электромобильного сектора, и это дало свои результаты. В прошлом году китайские производители продали около 60% от более 10 млн электромобилей, которые купили по всему миру.

А Volkswagen, доминировавший на китайском авторынке 10 лет, в первом квартале уступил первенство местному производителю электромобилей BYD. Китай – крупнейший рынок автомобилей, на который приходится почти 40% выручки немецкого автогиганта.

Если китайские производители и далее будут увеличивать свою долю в Китае и Европе, европейские автопроизводители и поставщики могут потерять десятки миллиардов евро к 2030-му, по данным исследования страховщика Allianz. Немецким компаниям достанется больше всего.

Даже сейчас, когда автопроизводители Германии пытаются догнать конкурентов, их технологии, лежащие в основе батарей для электромобилей, и цифровые, превращающие автомобили в развлекательные центры, значительно отстают от тех, которые, например, у Tesla. Неудивительно, что компания Илона Маска более чем втрое дороже трех немецких автопроизводителей вместе взятых.

А Китай и Германия теперь поменялись местами: если раньше китайцы брали немецкую промышленность за образец, то сейчас все наоборот. По словам экспертов, скоро крупные китайские автопроизводители начнут строить собственные заводы в Европе.

Бизнес идет – страна приходит в упадок

До прошлого года производитель промышленных газов Linde был одной из самых дорогих компаний Германии с рыночной капитализацией около €150 млрд. Как вдруг компания ушла с Франкфуртской биржи на Нью-Йоркскую, слилась с американским конкурентом, перенесла штаб-квартиру в Дублин и сократила сотни рабочих мест в Германии.

Пример Linde показывает, что германские компании могут выжить и преуспевать без Германии, а вот процветание Германии без них под большим вопросом. Без крупного бизнеса можно ожидать уменьшения количества высокооплачиваемых работ и налогов на доходы, а также длительного падения экономики и политической нестабильности.

Праворадикальные партии и так наращивали электорат на фоне недовольства иммиграционной политикой Германии, а экономические неурядицы лишь увеличивают привлекательность их риторики.

Меньше бизнес-активности означает меньше денег на финансирование модернизации немецкой инфраструктуры. Немецкие дороги, мосты, порты и другая критическая инфраструктура срочно нуждаются в ремонте. В исследовании Института немецкой экономики в прошлом ноябре четыре из пяти немецких компаний сообщили, что плохая инфраструктура мешает их бизнесу. А забюрократизированность процесса выделения средств на ремонт отнюдь не ускорит исправление ситуации.

Даже немцам нужны субсидии

Некоторые все же готовы оставаться дома, если им за это заплатит правительство. BASF, например, получит €175 млн правительственной поддержки за новый завод по производству батарей для электромобилей. Производитель микрочипов Intel выбил себе потрясающие €10 млрд субсидий на новый огромный завод в Магдебурге. То есть за каждое из 3000 рабочих мест, которые пообещала создать американская компания, Германия заплатила €3,3 млн.

Без поддержки государства немецкие компании выбирают инвестиции в зарубежные проекты, особенно в Китае и США, не новички в использовании субсидий и налоговых поощрений для привлечения инвесторов. Благодаря «Закону о снижении инфляции» президента США Джо Байдена Volkswagen в марте сообщил о строительстве завода в Южной Каролине за $2 млрд. А в Канаде стартап «народного авто» PowerCo, производящего батареи к электромобилям, объявил о €5 млрд инвестиций в новый завод в Онтарио. В апреле компания объявила о €1 млрд инвестиций в центр электромобилей недалеко от Шанхая.

В Германии же Volkswagen отказался от планов строить батарейный завод из-за высоких цен на электроэнергию.

Недавний опрос 128 немецких поставщиков компонентов для автопромышленности показал, что ни один из них не планирует увеличивать инвестиции во внутренний рынок. Более четверти планируют перенести операции за границу. Однако немецкие политики, похоже, на стадии отрицания политических и экономических проблем, нависающих над ними черным облаком.

Промышленные лоббисты утверждают, что «взаимозависимость» между Китаем и Германией будет положительной чертой в долгосрочной перспективе. Очевидно, что опыт зависимости от России немцев ничему не научил.

В прошлом году немецкие компании инвестировали в Китай €11,5 млрд, что является рекордной цифрой. «Меня волнует асимметрия зависимости, – говорит Фрацшер. – Немецкие компании сделали себя уязвимыми к шантажу, потому что они более зависимы от Китая, чем он от них».

 

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд