The Washington Post попали в руки чувствительные российские документы, датированные июлем–ноябрем 2022 года, которые первоначально удалось раздобыть европейской разведке. Документы показывают, что Россия вмешивается во внутреннюю политику другой страны. Снова.
Ключевые факты из эксклюзивного материала передает Forbes.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В начале июля Путин объявил: «Даже в странах, являющихся сателлитами США, растет осознание того, что слепое следование руководящей элиты этих государств за хозяином обычно не совпадает с их национальными интересами, а часто даже вовсе им противоречит».
Через несколько дней после этого, 13 июля, Сергей Кириенко, первый замглавы Администрации президента РФ, собрал политических стратегов в Кремле, чтобы найти способ воспользоваться «противоречиями», о которых говорил Путин.
Согласно выявленным документам, в ходе этой встречи Кириенко определил Германию как главную цель. Там они должны были усилить кампанию по дискредитации Европейского союза, США, Британии и НАТО, одновременно убеждая немцев в том, что им самим вредят санкции против России.
Кириенко потребовал, чтобы через три месяца количество людей, поддерживающих улучшение отношений с Россией, увеличилось на 10%
Один из стратегов сказал, что это будет непростая задача, но они сразу же приступили к работе. Кремлевцы активизировали свою армию ботов, которые начали распространять в немецких соцсетях и на акциях протестов слоганы типа «Покупайте газ, а не войну» и «Украина хочет войны – Германия желает мира».
Документы свидетельствуют о том, что слоганы для протестов против повышения цен на энергоресурсы стали еще одним направлением стратегии россиян. Впрочем, здесь они были не слишком успешны из-за умеренной зимы и диверсификации немецким правительством поставок энергии.
В документах даже упоминается план создания двух граффити, которые должны были попасть в немецкую печать. На первом должен быть толстый «Дядя Сэм», который говорит: «Потерпите это еще несколько лет».
На втором – министр иностранных дел Анналена Бербок, сидящая на «Северном потоке», машет украинским флагом и говорит «Мне безразлично, что думают немцы». Непонятно, был ли план по граффити реализован.
Стратеги отчитывались о своих успехах раз в месяц кремлевским чиновникам в форме презентации. Они рассказывали, насколько распространилась их кампания в соцсетях, в которую входило и созданное в августе ток-шоу «Понять россиян» на YouTube.
В конце августа кремлевские стратеги собирали информацию о запланированных протестах в разных уголках Германии. Эти протесты должны были проходить под руководством леворадикальных или праворадикальных лидеров, даже тех, кто принадлежал к движению рейхсбюргеров.
На этих демонстрациях, которые по понедельникам проходили в Лейпциге и Нойштерлице, участники держали заготовленные кремлевцами лозунги: «Немедленно запустите Северный поток – 2», «Снимите антироссийские санкции», «Опустите цены на электричество» и так далее.
Союз правых и левых
Стратеги надеялись использовать эти протесты как возможность продвинуть еще одну идею. Эта идея заключалась не только в том, чтобы дискредитировать союз Запада, но и сменить лидера Германии.
Главный редактор правого журнала Compact и рупор Путина в Германии Юрген Элсессер якобы неожиданно заявил на страницах своего издания, что Сара Вагенкнехт, член леворадикальной партии Die Linke, будет отличным лидером для правых и левых.
После митинга в феврале, во время которого политик призвала немецкое правительство не поставлять танки Украине, журналист написал: «Самый лучший канцлер – это кандидат левых и правых».
Такая пропаганда объединения противоположных политических идей под эгидой мира длится месяцами, хотя этот союз остается неофициальным и негарантированным. Сама идея родилась в стенах Кремля в начале сентября прошлого года.
Согласно документу от 9 сентября цель такого нового политического формирования состоит в том, чтобы выиграть «большинство на выборах всех уровней» в Германии. Кроме того, была идея перезапустить ультраправую партию «Альтернатива для Германии» (АдН), известную своей приверженностью России.
Россияне хотели, чтобы рейтинги АДН превысили тогдашние 13% и она стала партией «немецкого единства», которая будет двигать нарратив о вреде антироссийских санкций интересам Германии.
«Неумелые политики, неспособные рассчитать последствия их решений, вовлекли Германию в конфликт с Россией, настоящим союзником нашей страны и нашего народа, – говорится в кремлевском манифесте для АдН. – Наши интересы требуют возобновления нормальных партнерских отношений с Россией». Правда, из документов непонятно, попал ли манифест к кому-нибудь в партии.
В пересмотренных документах отсутствовали записи об общении российских стратегов с кремлевскими союзниками в Германии. Однако интервью WP свидетельствуют о том, что по крайней мере один человек, близкий к Вагенкнехту, и несколько членов АдН держали связь с российскими чиновниками при планировании вышеупомянутого союза.
Большое количество деталей в полученных документах анонимно подтвердили западные чиновники. Это первые прямые попытки Кремля вмешаться во внутреннюю политику Германии за счет формирования новой коалиции между Вагенкнехтом, леворадикалами и АдН, а также поддержки протестов экстремистов против немецкого правительства.
Успешна ли российская пропаганда?
В заявлении для WP Вагенкнехт написала, что не будет «никакого сотрудничества или союза» между ним и «элементами АдН». Она назвала «абсурдными» любые упреки в том, что российские чиновники предлагали ей объединение с АдН.
АдН, известная в Германии своим «пониманием Путина», повторяет пропаганду Кремля о том, что войну в Украине спровоцировали Штаты, а Россия просто защищается от расширения НАТО и защищает русскоязычных на Донбассе.
Как свидетельствуют документы и интервью, Москва давно обрабатывает десятки членов АдН, предлагая им роскошные визиты в Россию, которые российская сторона полностью оплачивает.
Несмотря на такую близость с Москвой и частые визиты, члены партии АдН отрицают спекуляции о том, что Россия дает деньги партии, но предполагают, что некоторые коллеги по партии могли соблазниться.
Действительно, в 2017-м в руки журналистов попали е-письма, в которых российские дипломаты высказывали свои мнения по поводу визитеров от АдН в Россию.
«У нас будет собственный, абсолютно контролируемый член парламента», – говорилось в одном письме о Маркусе Фройнмайере, члене АдН.
Некоторые в АдН считают, что Россия действительно может пытаться любым способом распространить свое влияние и продвинуть собственные нарративы, однако идея с союзом противоположных лагерей слишком уж радикальна. Из-за кардинально разных целей левых и правых партий они вряд ли смогут прийти к согласию.
В связи с Кремлем
Одним из находящихся на связи с российскими чиновниками оказался бывший муж Вагенкнехт, Ральф Нимейер. По его словам, он в постоянном контакте с бывшей женой, а во время общения с кремлевцами ему было очевидно, что «некоторые в России заинтересованы» в союзе Вагенкнехт с праворадикалами.
Нимейер считает, что его бывшая никогда не примет поддержку Москвы, потому что не захочет повторить судьбу француженки Мари ле Пен, «которой кредит в российском банке стоил президентства». Вагенкнехт просто не станет так рисковать, особенно если учесть, что, согласно данным Der Spiegel, на национальных выборах она может набрать до 24% голосов.
Стоит отметить, что сам Нимейер – личность неоднозначная. В конце марта в его доме состоялись обыски из-за возможного участия в сговоре рейхсбюргеров с целью свержения немецкого правительства. Сам он свою причастность отрицает.
А вот собственные визиты в Москву подтверждает, и после полномасштабного вторжения России в Украину они не прекратились. Он даже рассказал, что во время своей поездки туда вскоре после взрывов газопроводов «Северный поток» спикер Кремля Песков дал ему зашифрованный телефон. Таким образом, Песков давал Нимейеру прямую связь с собой.
Тогда же, рассказал Нимейер, представитель Кремля выразил заинтересованность в союзе Вагенкнехт и АдН. Сам Нимейер тоже считает, что объединение левых и правых будет выигрышным.
Бывший муж Вагенкнехт отметил, что она не в восторге от союза с АдН, потому что боится таким образом отвернуть поддержку своих левых поклонников.
Без предоставления конкретных опросов, он утверждает, что с собственной партией Вагенкнехт сможет набрать 10–20% на выборах, а в союзе с АдН «она точно заберет большинство голосов».
«Она чрезвычайно популярна в Германии, поэтому ей удастся выиграть должность канцлера», – сказал Нимейер, добавив, что уже планирует платформу для Вагенкнехта, ведь надевается, что налоговый скандал вокруг Шольца приведет к внеочередным выборам.
«Россияне ее точно поддержат», – отметил он после двухнедельного визита в Москву в апреле.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.