Категория
Мир
Дата

Контролируемый хаос. Макрон и левые победили Ле Пен во Франции. Какие последствия для Украины?

5 хв читання

Емманюель Макрон Франція вибори /Getty Images

Президент Франции Эмманюэль Макрон на избирательном участке в Ле-Туке, северная Франция, 7 июля 2024 года. Фото Getty Images

Во втором туре парламентских выборов во Франции сенсационно победили левые, партия президента Эмманюэля Макрона заняла второе место с небольшим отставанием. Третья – крайняя права RN Марин Ле Пен. Что это значит?

Эмманюэль Макрон объявил досрочные парламентские выборы 9 июня после поражения собственной партии и триумфа RN на выборах в Европарламент.

Неделю назад казалось, что Макрон ведет свою политсилу к катастрофе. После первого тура правая RN имела 32% и была фаворитом выборов. Вторым шел левый блок «Народный фронт» (НФ). Партия президента Ensemble была только третьей.

Но уже вечером 7 июля Макрон был оптимистичен, когда вместе с союзниками получил результаты второго тура выборов. «Наши идеи еще живы, не потеряли избирателей», — резюмировал он, по данным источника Politico.

Как Макрону удалось сбить крайних правых на взлете, получить фактически расколотый парламент, и что это значит для Украины?

Неожиданное партнерство

Депутатов во Франции выбирают по мажоритарной системе в 577 округах. Если ни один из кандидатов не получает 50% в первом туре, проводится еще один. Во второй тур выходят не два кандидата, а все, кто набрал более 12,5% в первом туре.

За последнюю неделю партия Макрона и левые объединили усилия, чтобы не допустить победу RN. НФ и Ensemble снимали в пользу друг друга более слабых третьих кандидатов в округах, где лидировала RN. Всего по такой схеме было снято более 200 кандидатов.

Такое сотрудничество левых и центристов и рекордно высокая явка не позволили RN победить. Но ни одна из партий даже не получила необходимых для большинства 289 мест в парламенте. Результат второго тура:

  • «Народный фронт» – 188 мест в парламенте;
  • Ensemble – 161;
  • RN – 142;
  • Республиканцы – 48;
  • Остальные – 38.

Это победа практически всех участников выборов – левые и центристы превзошли результаты опросов, говорит Жюльен Оэц (Julien Hoez), политический аналитик European Political Foundation в Брюсселе, редактор The French Dispatch. «Но это поражение ультраправых, – отмечает он. – Они надеялись взять власть в свои руки и сформировать нелиберальный фронт в Европе, который мог бы создать проблемы для ЕС и Украины».

Формальный лидер RN 28-летний Жордан Барделла стремился стать премьером в случае победы. Он подверг критике совместные действия левых и центристов, назвав их «альянсом бесчестия». А уже на следующий день после выборов вместе с партией вошел во вновь созданную венгерским премьером Виктором Орбаном группу «Патриоты за Европу» в Европарламенте и возглавил ее.

Президент Франции Эмманюэль Макрон /Getty Images

Президент Франции Эмманюэль Макрон Фото Getty Images

Как лидеры гонки относятся к Украине

«Народный фронт»

Одним из неформальных лидеров является глава радикальной левой партии LFI Жан-Люк Меланшон, неоднократно высказывавшийся против поддержки Украины.

Но «Народный фронт» – это блок, который за месяц до выборов объединил разные партии, чтобы иметь лучшие шансы для избрания. Основными являются четыре партии: две крайние левые (LFI и коммунисты) и две левоцентристские (социалисты и экологи). Благодаря последним двум партиям в программе НФ закреплена проукраинская позиция:

  • остановить войну и обеспечить, чтобы Путин ответил за преступления перед международным правосудием;
  • защищать суверенитет, свободу и территориальную целостность Украины;
  • предоставлять Украине необходимое оружие;
  • списать внешний долг Украины;
  • арестовать активы олигархов, способствующих российским военным усилиям;
  • направить миротворцев для защиты АЭС;
  • работать над установлением мира.

Ensemble

В последние месяцы Макрон занимает ястребиную позицию в вопросе поддержки Украины: объявил о передаче самолетов и продвигал идею отправить войска.  

RN

В случае победы премьером мог стать формальный лидер RN Жордан Барделла. На дебатах перед первым туром он обещал «не разрешить российскому империализму захватить такого союзника, как Украина».

Барделла хочет, чтобы у Украины были боеприпасы и оборудование, необходимые для обеспечения фронта. Но не хочет эскалации и имеет красные линии: не отправлять в Украину войска, не предоставлять Киеву дальнобойные ракеты, которые позволят нанести удар по российской территории. Аналогичные красные линии определяла и фактический лидер RN Марин Ле Пен.

Три варианта для будущего правительства во Франции

Один из главных выводов – руководить Национальной ассамблеей будет крайне сложно, пишет Politico. Она разделена между левыми, центристами и крайними правыми. И ни одна из групп даже близко не приближена к большинству.

Невозможно руководить Францией, когда нет 240–250 мест в парламенте, объясняет изданию Сильвен Маяр из партии Макрона Ensemble. «Я был президентом группы с коалицией в 250 членов, было очень сложно», – говорит он.

Во Франции президент выбирает премьера, формирующего правительство. Президент может избрать премьера по своему усмотрению. Но парламент может проголосовать вотум недоверия премьеру, если не согласен с кандидатурой.

Действующий премьер Франции Габриэль Атталь подал в отставку после второго тура выборов, но Макрон попросил его остаться «для сохранения стабильности». «Атталь останется временно для нормальной передачи власти его преемнику», – объясняет Forbes Оэц.

При расколотом парламенте у Макрона может быть несколько вариантов с назначением премьера.

1. Левый премьер. У левых будет первый шанс предложить своего кандидата, считает Оэц. Потенциально им может быть лидер социалистов Рафаэль Глюксманн, отступник от LFI Франсуа Руффен, глава экологов Марин Тонделье или другие политики НФ.

Крайние левые хотят выдвинуть Жана-Люка Меланшона. Однако вряд ли он будет проходной кандидатурой, говорит Оэц. «Меланшон – не проевропейский, не пронатовский и не проукраинский. Вызывает слишком много разногласий», – объясняет аналитик.

2. Назначить своего премьера. Макрон может попытаться собрать коалицию, например, оторвав от НФ социалистов, зеленых, приобщив более мелкие партии или республиканцев. Оэц не исключает коалиции центристов и социалистов, без республиканцев.

«Но особенность Франции – коалиции встречаются не так часто, – отмечает аналитик. – Это не то, к чему мы привыкли».

Потенциальная социально-либеральная коалиция во Франции /Julien Hoez

Потенциальная социально-либеральная коалиция во Франции Фото Julien Hoez

Даже если коалицию собрать не удастся, Макрон может надеяться на то, что расколотый парламент не будет способен выразить вотум недоверия его премьеру. Например, в 2023 году парламент 17 раз голосовал за вотум правительства Элизабет Борн из-за пенсионной реформы, но каждый раз проваливал голосование.

3. Назначить консенсусного премьера-технократа. Он воздержался бы от амбициозных планов и сосредоточился бы на поддержании функционирования государства, отмечает Politico.

Это может быть хорошая идея в условиях раскола в парламенте, говорит Оэц. «Это сработало в Италии с Марио Драги, может сработать и во Франции», – объясняет он. Проблемой может стать поиск такой консенсусной фигуры.

Потенциально им мог бы стать Лоран Берже, являвшийся главой профсоюза CFDT, отмечает Politico. Он известен и среди правых, и среди левых групп благодаря способности создавать консенсус и преодолевать противоречия.

Конституция Франции позволяет объявить повторные выборы не быстрее, чем год спустя, отмечает Оэц. Состоятся ли они – зависит от по меньшей мере двух факторов: насколько стабильным будет правительство и насколько невыносимой будет политическая ситуация для всех.

Выводы для Украины

Макрон сможет продолжить решительный курс в поддержку Украины, который он занял в последние месяцы, убежден Оэц.

«Баланс власти во Франции таков, что премьер занимается внутренними вопросами, а президент – внешними. Сотрудничество должно быть, но такой баланс должен сохраниться», – объясняет он.

В голосованиях, важных для Украины, он сможет опираться на проукраинские силы в парламенте, считает Оэц. Потенциальные проблемы, вероятно, появятся, если LFI Меланшона получит значительный контроль над правительством.

«Но я все же не ожидаю значительных изменений по крайней мере до выборов президента 2027 года, – говорит Оэц. – Позиция Франции останется неизменной на уровне президента, потому что Макрон и Европа верят в поддержку Украины».

Материалы по теме

 

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд