Российские кибератаки и мероприятия на территории стран-членов НАТО «прощупывают» решимость альянса. Но за этими попытками стоят три стратегических цели. Forbes Ukraine передает главное из материала The Economist
Покупайте годовую подписку на шесть журналов Forbes Ukraine по цене четырех. Если вы цените качество, глубину и силу реального опыта, эта подписка именно для вас.
Дроны над Польшей, МиГи в небе Эстонии, поврежденные кабели в Балтийском море и кибератаки на аэропорты. Все эти действия не являются поводом для войны, но вместе формируют опасную стратегию России. Президент государства-агрессора Владимир Путин ведет «серую» кампанию против НАТО – дешевую, отрицаемую и тщательно дозированную, чтобы расшатать Европу без открытого конфликта, пишет The Economist.
Путину интересно не только вредить. Он преследует три стратегических цели.
Первая цель Путина – ослабить единство НАТО. Кампания гибридной войны должна заставить европейцев сомневаться друг в друге и, самое главное, в преданности США.
Если под вопрос поставить надежность статьи 5 и полагать, что американская поддержка непостоянна, механизм коллективной обороны теряет смысл, комментирует The Economist. Разочарование и сомнения внутри альянса – это то, что Кремль стремится культивировать изнутри.
Вторая цель – усложнить помощь Украине. Путин пытается повысить цену для стран, поставляющих оружие и поддерживающих Украину, через кибератаки, саботаж, вмешательство в воздушное пространство и информационные операции против их интересов.
В центре внимания России оказались именно те государства, которые больше всего помогают Украине (Польша, Эстония, Дания). Молдова и Румыния, как пограничные с Украиной государства, испытали вмешательство в выборы и в обоих случаях безрезультатно. Это показывает, что Путин не всегда добивается своего. Но его послание простое – поддержка стоит дорого, поэтому лучше отказаться или заняться собственной безопасностью.
Третья, более глубокая мотивация – дискредитация либеральных демократий. Кремль стремится подорвать доверие к умеренным правительствам, показать их слабыми и неэффективными, чтобы усилить популистов и националистов, соглашающихся с его нарративом.
Путин ненавидит классические либеральные демократии, богатство и устойчивость которых выставляют напоказ его поражения и репрессии. Но эти демократии превосходят его экономически. Например, ВВП России меньше ВВП Италии, хотя население России больше, чем вдвое.
Чем больше Запад разобщен и деморализован, тем сильнее кажется Россия – независимо от реальных экономических или политических показателей.
Одной из целей Путина остается сомнение европейцев друг в друге и в преданности США. Фото Getty Images
Противодействовать Путину
Союзникам Украины необходимо публично и оперативно раскрывать каждую атаку и саботаж с поличным. Игнорирование «мелких» случаев или молчаливое ожидание позволяет «серой зоне» гибридной войны масштабироваться.
Поэтому кибератаки, саботаж инфраструктуры или вмешательство в выборы должны быть сразу документированы, чтобы лишить Россию возможности отрицать их. Это покажет западным избирателям, что они – мишень кампании по дезинформации.
НАТО и ЕС должны также повысить свою устойчивость.
Оборона в серой зоне включает и работу бригад ремонта для кабелей и трубопроводов, оперативные команды киберреагирования и усиленные избирательные комиссии. Надо также использовать экономические и киберконтрмеры: от санкций против фирм-прокладок до мобильных перехватчиков для уничтожения дронов.
Противодействие Кремлю может проявляться в использовании замороженных российских активов для финансирования обороны Украины, пишет The Economist. Фото Getty Images
Пора использовать замороженные российские активы на финансирование обороны Украины, которая на самом деле является также обороной Европы, пишет The Economist. Итак, эта оборона может означать сбивание военного самолета, представляющего угрозу для жизни.
Отказ от решительных действий под предлогом «эскалации» только поощрит дальнейшие действия России. Все это трудно сделать даже при надежной американской гарантии. И еще труднее, когда президент США Дональд Трамп выступает как ненадежный член альянса, заключает The Economist.







Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.