Категория
Компании
Дата

Вакцина от кризиса. Планируют ли украинские компании прививать своих сотрудников от COVID-19

Вакцина от кризиса. Планируют ли украинские компании прививать своих сотрудников от COVID-19 /Getty Images

Getty Images

В Украине вакцинация от COVID-19 движется черепашьим шагом. Бизнес, ежедневно теряющий на кризисе деньги, ищет способы стабилизироваться и защитить сотрудников. Forbes поговорил с участниками топ-25 рейтинга лучших работодателей о том, планируют ли они брать вопрос вакцинации сотрудников в собственные руки.

Масочный режим вместо вакцинации

Первую дозу вакцины от ковида пока получили всего около 292 000 украинцев (тогда как в мире провакцинировано уже более 300 млн человек). По прогнозу The Economist, 85 самых бедных стран мира не закончат вакцинацию раньше 2023 года (Украина в их числе, единственная в своем регионе).

Отношение самих украинцев к вакцинации полярное. Согласно мартовскому соцопросу группы «Рейтинг», к ней лояльны всего 37% респондентов, критично настроены – 41%, остальные относятся нейтрально.

На данный момент из ковид-вакцин в Украине есть индийский дженерик AstraZeneca CoviShield (500000 доз которой приехали в страну еще в феврале), Pfizer (в ближайшее время должно поступить 117000 доз) и китайская Sinovac (первые 215 000 доз уже в Украине).

Другие COVID-вакцины МОЗ регистрировать не спешит. Медлительность государства не дает стартовать и частной вакцинации. Из-за крупных контрактов с государствами производители вакцин не успевают выпускать их в нужном объеме и возникает дефицит. Пока он не спадет, коммерческие продажи вакцин не стартуют.

Когда это произойдет? Замминистра здравоохранения и главный санитарный врач Украины Виктор Ляшко прогнозирует, что «на коммерческом рынке вакцина от COVID-19 появится не раньше лета-осени». И это очень оптимистичный прогноз.

«Сейчас вакцин нет в свободной продаже нигде в мире, – говорит со-основатель Украинского центра здравоохранения, экс-министр здравоохранения Павел Ковтонюк. – Дефицит огромный: правительства выкупают все, что есть на рынке». По словам Ковтонюка, даже увеличь сейчас производители темпы производства, дополнительная вакцина все равно ушла бы государствам, а не рынку.

Менеджер по инфекционной безопасности сети «Добробут» Станислава Гапонова также уверена, что «коммерческие» вакцины в Украине появятся нескоро. «Пока государство не обеспечит все группы населения, вакцины не выведут на рынок, – говорит Гапонова. – Думаю, это случится через несколько лет».

Forbes опросил HR-руководителей топ-25 компаний из «Рейтинга лучших работодателей – 2020». Нам ответили 13 из них, пятеро категорически отказались комментировать тему вакцинации.

Большинство компаний в ожидании доступа к вакцинам изучают внутренний спрос и защищают своих сотрудников превентивно: работают удаленно или гибридно, расширяют спектр медстраховки, добавляя в нее диагностику и лечение ковида.

Лидер украинского телекома «Киевстар» (около 4000 сотрудников на конец 2020 года) с начала пандемии работает дистанционно. Тех, кто должен присутствовать на рабочем месте, обеспечивают средствами защиты, заболевших – медпомощью. «Также заботимся об эмоциональном здоровье людей», – говорит HR-директор «Киевстара» Оксана Олейник.

Аргокомпания Kernel (12 500 сотрудников на конец 2020 года) компенсирует персоналу расходы на лечение от COVID-19. «Организовали Штаб по борьбе с COVID-19, закупили лекарства и кислородные концентраторы, – говорит HR-директор Kernel Наталья Кульчицкая.

Не стоят в стороне и IT-компании. В EPAM Украина (9800 сотрудников на декабрь 2020 года) тоже запаслись кислородными концентраторами и начали покрывать персоналу стоимость медстраховок. «С апреля 2021 года они учитывают диагностику и лечение от COVID-19», – говорит эксперт по управлению и развитию талантов EPAM Украина Наталья Колядко.

Конкуренты EPAM – DataArt и Intellias – тоже расширили возможности своих страховок. А в Philip Morris Украина (1250 сотрудников на декабрь 2020 года) возмещают расходы на лечение от COVID-19 для сотрудников и членов их семей.

В режиме ожидания

Семь из 13 ответивших на запрос Forbes компаний планируют привить своих сотрудников от COVID-19, как только вакцины появятся в коммерческом доступе.

Лидер рейтинга работодателей – JTI (около 880 сотрудников на декабрь 2020 года) намерен вакцинировать персонал строго через медучреждения при содействии страховой компании. «Как только вакцины появятся, предложим сотрудникам привиться на добровольных началах», – говорит HR-директор JTI Алена Войтенко.

«Чтобы укрепить корпоративный иммунитет», планирует вакцинировать персонал за свой счет и Kernel. «Ищем вакцину, отвечающую всем требованиям безопасности и качества», – рассказывает Наталья Кульчицкая.

Интернет-провайдер Volia (1170 сотрудников на декабрь 2020 года) также изучает варианты вакцин. «Сотрудничаем со страховыми компаниями, следим за производителями, – говорит Анна Басюк. – Как только сможем, зарезервируем вакцину». Вторит Басюк и к HR-директор UKRSIBBANK BNP Paribas Group Наталья Галунко. «Мы готовы вакцинировать сотрудников, но только при условии гарантии безопасности для их здоровья», – говорит она.

Шестеро респондентов опроса Forbes пока только рассматривают возможность привить своих сотрудников от ковида. Среди них и «Киевстар», хоть его HR-директор Оксана Олейник и называет вакцинацию «самым актуальным на сегодня вопросом для любого работодателя». «Как только появится коммерческий доступ к безопасной и эффективной вакцине, мы рассмотрим эту возможность», – говорит Олейник.

А вот стратегия Philip Morris Украина – не конкурировать за ограниченный запас вакцин. «Если правительство решило в первую очередь привить определенные категории населения, мы поддерживаем этот подход, – говорит директор направления «Люди и культура» Philip Morris Украина Эмель Мордо. – В странах, где это возможно, мы уже добровольно вакцинируем работников. В Украине отслеживаем ситуацию с наличием вакцин». 

В «Макдональдз Украина» (10 000 сотрудников на декабрь 2020 года) обещают, принимая решение о вакцинации, учесть все факторы. «Мы следим за информацией о наличии вакцин и возможности их покупки, – говорит Наталия Тиморина, Chief People Officer «Макдональдз Украина». – Будем ориентироваться и на желание сотрудников, и на качество вакцин, и на прозрачность и сроки приобретения».

Компании «в режиме ожидания» также проводят опросы среди сотрудников, изучая степень готовности к вакцинации. По словам Анны Басюк, привиться хотят больше 50% персонала Volia. Столько же – около 50% штата – готовы вакцинироваться и в Danone (около 1130 человек в штате на декабрь 2020 года). В UKRSIBBANK эта цифра еще выше. Там готовы привиться 2/3 сотрудников, причем любой доступной в Украине вакциной.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд