Категория
Компании
Дата

Вакцина от кризиса. Планируют ли украинские компании прививать своих сотрудников от COVID-19

Вакцина от кризиса. Планируют ли украинские компании прививать своих сотрудников от COVID-19 /Getty Images

Getty Images

В Украине вакцинация от COVID-19 движется черепашьим шагом. Бизнес, ежедневно теряющий на кризисе деньги, ищет способы стабилизироваться и защитить сотрудников. Forbes поговорил с участниками топ-25 рейтинга лучших работодателей о том, планируют ли они брать вопрос вакцинации сотрудников в собственные руки.

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

Масочный режим вместо вакцинации

Первую дозу вакцины от ковида пока получили всего около 292 000 украинцев (тогда как в мире провакцинировано уже более 300 млн человек). По прогнозу The Economist, 85 самых бедных стран мира не закончат вакцинацию раньше 2023 года (Украина в их числе, единственная в своем регионе).

Отношение самих украинцев к вакцинации полярное. Согласно мартовскому соцопросу группы «Рейтинг», к ней лояльны всего 37% респондентов, критично настроены – 41%, остальные относятся нейтрально.

На данный момент из ковид-вакцин в Украине есть индийский дженерик AstraZeneca CoviShield (500000 доз которой приехали в страну еще в феврале), Pfizer (в ближайшее время должно поступить 117000 доз) и китайская Sinovac (первые 215 000 доз уже в Украине).

Другие COVID-вакцины МОЗ регистрировать не спешит. Медлительность государства не дает стартовать и частной вакцинации. Из-за крупных контрактов с государствами производители вакцин не успевают выпускать их в нужном объеме и возникает дефицит. Пока он не спадет, коммерческие продажи вакцин не стартуют.

Когда это произойдет? Замминистра здравоохранения и главный санитарный врач Украины Виктор Ляшко прогнозирует, что «на коммерческом рынке вакцина от COVID-19 появится не раньше лета-осени». И это очень оптимистичный прогноз.

«Сейчас вакцин нет в свободной продаже нигде в мире, – говорит со-основатель Украинского центра здравоохранения, экс-министр здравоохранения Павел Ковтонюк. – Дефицит огромный: правительства выкупают все, что есть на рынке». По словам Ковтонюка, даже увеличь сейчас производители темпы производства, дополнительная вакцина все равно ушла бы государствам, а не рынку.

Менеджер по инфекционной безопасности сети «Добробут» Станислава Гапонова также уверена, что «коммерческие» вакцины в Украине появятся нескоро. «Пока государство не обеспечит все группы населения, вакцины не выведут на рынок, – говорит Гапонова. – Думаю, это случится через несколько лет».

Forbes опросил HR-руководителей топ-25 компаний из «Рейтинга лучших работодателей – 2020». Нам ответили 13 из них, пятеро категорически отказались комментировать тему вакцинации.

Большинство компаний в ожидании доступа к вакцинам изучают внутренний спрос и защищают своих сотрудников превентивно: работают удаленно или гибридно, расширяют спектр медстраховки, добавляя в нее диагностику и лечение ковида.

Лидер украинского телекома «Киевстар» (около 4000 сотрудников на конец 2020 года) с начала пандемии работает дистанционно. Тех, кто должен присутствовать на рабочем месте, обеспечивают средствами защиты, заболевших – медпомощью. «Также заботимся об эмоциональном здоровье людей», – говорит HR-директор «Киевстара» Оксана Олейник.

Аргокомпания Kernel (12 500 сотрудников на конец 2020 года) компенсирует персоналу расходы на лечение от COVID-19. «Организовали Штаб по борьбе с COVID-19, закупили лекарства и кислородные концентраторы, – говорит HR-директор Kernel Наталья Кульчицкая.

Не стоят в стороне и IT-компании. В EPAM Украина (9800 сотрудников на декабрь 2020 года) тоже запаслись кислородными концентраторами и начали покрывать персоналу стоимость медстраховок. «С апреля 2021 года они учитывают диагностику и лечение от COVID-19», – говорит эксперт по управлению и развитию талантов EPAM Украина Наталья Колядко.

Конкуренты EPAM – DataArt и Intellias – тоже расширили возможности своих страховок. А в Philip Morris Украина (1250 сотрудников на декабрь 2020 года) возмещают расходы на лечение от COVID-19 для сотрудников и членов их семей.

В режиме ожидания

Семь из 13 ответивших на запрос Forbes компаний планируют привить своих сотрудников от COVID-19, как только вакцины появятся в коммерческом доступе.

Лидер рейтинга работодателей – JTI (около 880 сотрудников на декабрь 2020 года) намерен вакцинировать персонал строго через медучреждения при содействии страховой компании. «Как только вакцины появятся, предложим сотрудникам привиться на добровольных началах», – говорит HR-директор JTI Алена Войтенко.

«Чтобы укрепить корпоративный иммунитет», планирует вакцинировать персонал за свой счет и Kernel. «Ищем вакцину, отвечающую всем требованиям безопасности и качества», – рассказывает Наталья Кульчицкая.

Интернет-провайдер Volia (1170 сотрудников на декабрь 2020 года) также изучает варианты вакцин. «Сотрудничаем со страховыми компаниями, следим за производителями, – говорит Анна Басюк. – Как только сможем, зарезервируем вакцину». Вторит Басюк и к HR-директор UKRSIBBANK BNP Paribas Group Наталья Галунко. «Мы готовы вакцинировать сотрудников, но только при условии гарантии безопасности для их здоровья», – говорит она.

Шестеро респондентов опроса Forbes пока только рассматривают возможность привить своих сотрудников от ковида. Среди них и «Киевстар», хоть его HR-директор Оксана Олейник и называет вакцинацию «самым актуальным на сегодня вопросом для любого работодателя». «Как только появится коммерческий доступ к безопасной и эффективной вакцине, мы рассмотрим эту возможность», – говорит Олейник.

А вот стратегия Philip Morris Украина – не конкурировать за ограниченный запас вакцин. «Если правительство решило в первую очередь привить определенные категории населения, мы поддерживаем этот подход, – говорит директор направления «Люди и культура» Philip Morris Украина Эмель Мордо. – В странах, где это возможно, мы уже добровольно вакцинируем работников. В Украине отслеживаем ситуацию с наличием вакцин». 

В «Макдональдз Украина» (10 000 сотрудников на декабрь 2020 года) обещают, принимая решение о вакцинации, учесть все факторы. «Мы следим за информацией о наличии вакцин и возможности их покупки, – говорит Наталия Тиморина, Chief People Officer «Макдональдз Украина». – Будем ориентироваться и на желание сотрудников, и на качество вакцин, и на прозрачность и сроки приобретения».

Компании «в режиме ожидания» также проводят опросы среди сотрудников, изучая степень готовности к вакцинации. По словам Анны Басюк, привиться хотят больше 50% персонала Volia. Столько же – около 50% штата – готовы вакцинироваться и в Danone (около 1130 человек в штате на декабрь 2020 года). В UKRSIBBANK эта цифра еще выше. Там готовы привиться 2/3 сотрудников, причем любой доступной в Украине вакциной.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине