Категория
Жизнь
Дата

Катастрофы пока нет, но предприниматели держатся благодаря сверхусилиям. Как более двух лет войны повлияли на украинский бизнес? Результатами исследования делится проректор УКУ София Опацкая

6 хв читання

бізнес війна команда /Пресс-служба УКУ

София Опацкая: «За время полномасштабной войны у лидеров компаний обострилось чувство ответственности и преданности государству, своему бизнесу, людям». Фото Пресс-служба УКУ

Военный контекст влияет на бизнес и людей, продолжающих жить и работать в Украине. Бизнес-школа Украинского католического университета вместе с профессорами Университета Орхуса (Дания) провели научное исследование в 2022 и 2024 годах, чтобы узнать, как бизнес реагирует на войну в Украине и чему их научил этот трудный период. София Опацкая, проректор по стратегическому развитию и декан-основатель Бизнес-школы УКУ – о главных выводах из этого исследования

За 107 років існування Forbes логотип змінювався 18 разів, але таким авангардним і вільним світ його бачить вперше. В новому числі журналу Forbes Ukraine: сучасне мистецтво, топ-50 благодійних фондів, альтернативна енергетика, 30 до 30. Замовляйте вже зараз!

С начала полномасштабного вторжения России украинский бизнес оперативно отреагировал на угрозу и объединился для помощи силам обороны. Это был прорыв, слаженность действий, реальное служение людям и государству, чтобы выстоять. Однако за два года войны ресурсы компаний исчерпываются, люди устают, немало испытаний пройдено, а еще больше – впереди.

Чтобы узнать, как военный контекст влияет на бизнес и людей, которые продолжают жить и работать в Украине, Бизнес-школа Украинского католического университета (УКУ) вместе с профессорами Университета Орхуса (Дания) провели научное исследование.

Летом 2022-го состоялся первый раунд интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний из различных сфер и регионов. Мы хотели узнать, как они реагируют на войну в Украине и какие решения принимают в ведении бизнеса.

В 2024 году провели повторные интервью с теми же лидерами. На основе анализа данных выделили несколько болевых точек и сделали первые выводы об управлении бизнесом в кризисных условиях военного времени. Как выживать и куда двигаться далее – несколько важных выводов из исследования.

Четыре болевые точки бизнеса

Усталость и изнеможение людей – один из самых больших вызовов, стоящих перед бизнесом. Работники очень часто «наэлектризованы», не могут сдержать эмоций. Многие семьи разделены из-за войны, это создает дополнительное напряжение.

Растет пропасть между теми, кто имеет родных на войне, и теми, у кого нет; кто помогает силам обороны, и теми, кому безразлично. Все больше людей теряют кого-нибудь из близких.

Эмоциональные горки часто мешают рабочему процессу. Урегулирование конфликтных ситуаций внутри коллектива (иногда даже бытовых) – теперь на повестке многих руководителей. Топ-менеджеры сейчас среди прочего работают и как бюро кризисных решений.

Люди – второй большой вызов. В первые месяцы войны у предпринимателей не было четкого осознания, как работать и что будет дальше. Сегодня многие владельцы и руководители осознают – даже если ничего неизвестно, нужно двигаться вперед.

В Украине приняли новый закон о мобилизации, рекрутинг мужчин происходит стремительно. В большинстве своем предприниматели понимают, что этот процесс необходим для защиты страны. Однако из-за мобилизации компании теряют значительную часть сотрудников. А заменить одновременно 10% персонала – крайне сложно. И из-за отсутствия людей на рынке труда, и из-за скорости, с которой нужно закрыть вакансии.

Если повезет все-таки найти людей, то их нужно быстро интегрировать. Еще сложнее вопрос бронирования бизнесом сотрудников от мобилизации. С точки зрения экономики есть необходимость бронирования критически важных специалистов, но с точки зрения этики и справедливости возникают дилеммы.

Есть признание от руководителей, переживающих огромные моральные вызовы по поводу, как принять решение о том, кого бронировать, а кого – нет.

Ресурсы – третий вызов. Именно ситуация с энергоресурсами и отсутствие доступа к быстрому финансированию для бизнеса.

Если для стартапов и малого предпринимательства существуют грантовые программы, то для устойчивого бизнеса, уже годами присутствующего на рынке, – привлечь новые инвестиции трудно.

Процесс финансирования украинского бизнеса усложнен еще и тем, что нет доступного страхования от рисков войны. Некоторые страны готовы страховать свои сотрудничающие с Украиной компании: международные, государственные и частные агентства предлагают различные механизмы страхования от военных рисков для бизнеса. Однако наше государство еще в процессе выработки действенного механизма в этом направлении.

Россия и далее системно и ежедневно уничтожает нашу критическую инфраструктуру и энергетику.

Прогнозируют, что осенью энергетический кризис не просто усложнит деятельность, а может поставить под угрозу выживание бизнеса, что повлияет на производство и повышение себестоимости продукции.

Неспособность государства реагировать на нужды бизнеса во время войны и отсутствие реальной помощи в сложных экономических обстоятельствах – еще одна боль украинских предпринимателей.

В начале полномасштабного вторжения образовался большой кредит доверия между двумя сторонами, но сейчас мы видим разочарование. За два года войны государство не стало для бизнеса партнером, делились во время интервью предприниматели. Они отмечают, что часто правительственные чиновники не понимают важности бизнеса для выживания страны, не наработали действенный алгоритм сотрудничества во время войны.

В итоге – теряют все: и бизнес, и работники компаний, и страна.

Военные перемены

Мы также сравнили ответы управленцев в первое лето полномасштабного вторжения и сейчас. Что они ощущают? Что изменилось в подходах к управлению компаниями? Какова их мотивация продолжать работу?

Основное ментальное изменение – осознанность. Если в начале вторжения было единственное ожидание, чтобы война быстрее закончилась, то сегодня понимание и принятие – она будет продолжаться долго. Поэтому нужно учиться жить и работать в этих условиях.

В первый год полномасштабной войны часть компаний хотела переждать времена турбулентности. Сейчас у всех, кто принимал участие в исследовании, есть четкое понимание реальности и контекста, в которых они существуют.

Большинство приспособились к работе в условиях войны и пытаются работать по плану, который может меняться каждый день. Следовательно, можно говорить о том, что украинские компании демонстрируют высокий уровень адаптивности.

Коммуникация внутри компаний стала быстрой, менее формализованной, честной и прямой, ориентированной на человеческие отношения и диалог.

Менеджеры и владельцы компаний тратят гораздо больше энергии на коммуникацию, чаще звонят по телефону своим сотрудникам, интересуются их личной жизнью.

Можно было бы предположить, что во время войны компании будут становиться более регулируемыми и вертикальными, а лидеры больше делегируют обязанности и больше полагаются на среднее звено управления в коммуникации между подразделениями.

Однако им приходится часто вмешиваться в конфликты и решать неотложные проблемы (например, из-за отключения электричества остановилась работа, или в течение недели мобилизовали трех ключевых сотрудников из одного подразделения; водители фур выехали за границу и бросили их там и не возвращаются в Украину).

Таким образом даже если удается держать в фокусе стратегические или визийные направления, руководителям приходится переключаться на ежедневные, внутренние вопросы.

Человекоцентричность. Сложные жизненные обстоятельства и личные трагедии усугубили эмпатическую составляющую в отношениях. Руководители и владельцы бизнеса стали более близкими к коллективу, а своим приоритетом в работе называют ориентированность на людей.

Сотрудники также стали больше интересоваться друг другом, сопереживать, но это в основном зависит от внутренней культуры общения.

Вместе с тем в действующих обстоятельствах компаниям приходится так быстро нанимать людей, что их не успевают интегрировать. Поэтому задача лидеров – сохранить корпоративную культуру своей организации при условии текучести кадров.

Важно не забывать о внутренней справедливости, в частности что касается распределения работы, принятия решений внутри компаний, ответственности за бронирование людей и т.д.

Ключевая мотивация для многих владельцев бизнеса – сильное и обостренное чувство ответственности перед Вооруженными Силами Украины. Также управленцы ощущают ответственность перед коллективом компании, государством; обязанность платить налоги и создавать новый продукт; выходить на новые рынки; коммуницировать с иностранными партнерами и вести «мягкую» дипломатическую работу в пользу Украины.

Это те сферы, где бизнес прилагает немало усилий во время войны. Вместе с тем, роль лидеров в кризисный период – вдохновлять и мотивировать своих сотрудников, быть для них примером и создавать смыслы.

Творить проекты-символы

За время полномасштабной войны у лидеров компаний обострилось чувство ответственности и преданности государству, своему бизнесу, людям. Они мотивированы и работают не только над сохранением своих организаций, но и над собственным развитием. Украинцам сейчас тяжело, так же тяжело бизнесу – нужно бороться, потому что на кону существование страны.

Украинский бизнес развил чрезвычайную адаптивность и гибкость в условиях войны.

Сегодня мы ментально готовы к любому развитию событий, в отличие от людей, живущих в стабильных средах, и компаний, работающих на консервативных рынках. Предприниматели констатируют – катастрофы пока нет, но бизнес держится благодаря сверхусилиям.

В заключение хочу процитировать одного предпринимателя, которого мы интервьюировали. По-моему, эта цитата ярко демонстрирует эмоции и мотивацию лидеров украинского бизнеса во время войны: «Война обостряет смысл и вкус жизни. Хочешь знать, что каждый день ты делаешь правильные вещи, приносишь пользу, не откладываешь на потом. Это такая подлинность жизни. Сейчас ты не имеешь права на халяву, должен отдаваться по максимуму. Я хочу делать проекты-символы».

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд