Уже во второй раз в Киеве в условиях военного положения прошел один из крупнейших экономических форумов в Украине – Киевский международный экономический форум. Артем Щербина, директор по инвестициям Capital Times, также посетил его. Четыре основных вывода из услышанного
Покупайте годовую подписку на шесть журналов Forbes Ukraine по цене четырех. Если вы цените качество, глубину и силу реального опыта, эта подписка именно для вас.
В Украине есть несколько мощных информационных платформ, ежегодно объединяющих бизнес, государство, инвесторов и интеллектуальное сообщество. Среди таких – IT Arena, iForum, Grain Ukraine, конференции под брендом Forbes и, конечно, Киевский международный экономический форум (КМЭФ).
Тема КМЭФ, который прошел в Киеве 12 октября – «Люди. Бизнес. Экономика. Цена свободы». Далее – главные тезисы, которые я для себя выделил.
О людях
- Человеческий капитал – главная проблема государства и бизнеса. На разных панелях звучала цифра, что исторически только 30% вынужденных эмигрантов возвращаются на Родину.
- Вернуть людей можно только путем многоуровневой государственной стратегии по интеграции в Европу и стимулированию иммиграции. Бизнес должен иметь свои программы реинтеграции и привлечения новой рабочей силы.
- Министерство цифровой трансформации готовит революционные решения по обработке и визуализации статистических данных, переписи населения согласно действующим нормам ЕС, трекингу образовательного процесса и программам поощрения преподавателей к улучшению качества образования в Украине.
- Жесткий дефицит специалистов в промышленности, технических и инженерных сферах. Даже на Западной Украине найти механика или инженера на производство очень проблематично.
- Тренд на эмиграцию населения продолжается, хотя и меньшими темпами. На рынке труда растет количество вакансий и время на их закрытие.
Вывод: бизнес понимает, что не может делать ставку на возврат человеческого капитала в ближайший год. Это делает еще более актуальными экспансию на международный рынок (идти за капиталом) и внедрение внутренних программ реинтеграции и обучения (создание капитала).
Заместитель главы Офиса президента Ростислав Шурма и министр экономики Украины Юлия Свириденко во время панельной дискуссии «Украина и мир. Новое видение будущего» на КМЭФ-2023 Фото пресс-служба КМЭФ
Об экономике
- Среди спикеров и в кулуарах конференции никто не выражал уверенности в завершении войны в 2024 году. И бизнес, и государство, и общество готовятся к марафону, единственный финал которого – наша победа.
- В Министерстве экономики отметили, что государство уже начало стимулировать приоритетные отрасли, среди которых: переработка, разминирование, энергоэффективность, строительство и оборонное направление. В качестве поддержки государство будет использовать механизм компенсации расходов на уплату процентов по кредитам (например, ипотека под «єОселя») или закупку соответствующих услуг/товаров через Prozorro.
- Базовый сценарий Минэкономики по росту реального ВВП Украины на 2023 год – +4%, на 2024-й – +5%.
- Роль налогов, доходов госкомпаний и привлечение средств от приватизации в бюджете для финансирования оборонных нужд в 2024 году будет ключевой. Международная помощь станет опорным ресурсом.
Вывод: представители государства не хотят (не могут) публично говорить о потенциале завершения войны, масштабе проблем в бюджетной или экономической сферах. Однако начинают реализовываться программы финансовой поддержки бизнесов на деоккупированных территориях и в приоритетных секторах.
Посол Украины в США Оксана Маркарова во время панельной дискуссии «Международное сотрудничество в восстановлении Украины» на КМЭФ-2023 Фото пресс-служба КМЭФ
О бизнесе
- В войну лояльность населения к сильным брендам, лидерам рынка возросла. Роль лидеров рынка – показать стабильность и 100% delivery, невзирая на постоянную опасность.
- Тезис от нескольких бизнесменов: государство должно не мешать, если не может стимулировать.
- В Европе украинцы не ждут украинских брендов, украинцы оказались суперадаптивными. Но идущий в экспансию украинский бизнес конкурирует не за украинцев, а за качество. И в качестве мы действительно конкурентные.
- Украинский бизнес закладывает в бюджет от 10% чистой прибыли на помощь ВСУ или благотворительность.
- Бизнес готов инвестировать в перспективные и растущие, ориентированные на экспорт проекты и расширять собственные возможности для выхода на международный рынок. К примеру, сеть заправок ОККО работает над проектами заводов в Украине по производству биотоплива и биодизеля, чтобы иметь собственное сырье на момент присоединения Украины к Евросоюзу и внедрения европейских норм на топливном рынке.
- Украинский крупный бизнес стал более фокусным – люди, собственное развитие, победа.
Вывод: лидеры бизнеса удержали клиентов, имеют доступ к финансовому ресурсу, инвестируют в экспансию на внешние рынки или расширение возможностей в Украине, заявляют о рекордных оборотах. Тема малого и среднего бизнеса не поднималась.
О цене свободы
- Сейчас в крупном бизнесе на каждые 1000 мобилизованных работников приходится 25 погибших на фронте. Доля мобилизованных от штатных рабочих составляет 10–15%.
- Проблема реинтеграции ветеранов должна стать центровой темой следующего форума. Внутреннюю политику привлечения ветеранов внедряют только крупные бизнесы. Такие корпорации, как «Укрзализныця» или МХП, внедряют позицию Chief Reintegration Officer для работы с ветеранами.
- Население публично выражает свою нетерпимость к неэффективному использованию бюджетных средств. Общество против финансирования новой брусчатки, потому что не вовремя, потому что это налоги граждан, населения и так отдает часть доходов на победу.
- Главная угроза для Украины на пути к победе – это усталость. Сейчас усталость проявляется в темпах сбора денег на крупные проекты. На сумму, которую год назад собирал monobank, фонд «Повернись живим» и другие за неделю, сегодня нужно в два-три раза больше времени.
Вывод: важно объективно понимать ситуацию в стране, которая становится все более мобилизованной, зависимой от внутреннего потребления и внешнего финансового ресурса. Число военных и ветеранов будет увеличиваться, что требует разработки адаптивных программ как на уровне бизнеса, так и государства.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.