Блокада кордонів /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

Сначала Польша заблокировала украинское зерно, теперь перевозку. Что следующее? О действующей ситуации вокруг польско-украинской границы и экономике вопроса рассказывает Геннадий Радченко

10 хв читання

Согласно данным НБУ, украинские экспортеры потеряли около $160 млн по причине блокады наземных пунктов пропуска через западные границы. Фото Getty Images

Польские перевозчики 6 ноября заблокировали движение грузовиков на трех крупнейших пунктах пропуска на границе с Украиной: «Корчева – Краковец», «Гребенное – Рава-Русская», «Дорогуск – Ягодин». А 27 ноября – «Медыка – Шегини». Они требуют вернуть практику разрешений украинским перевозчикам. Несмотря на то, что с утра 24 декабря движение грузовиков через «Шегини» возобновилось, на 26 января в очереди на пересечение границы на этих четырех пунктах стояло более 4000 грузовиков, отметил представитель Государственной пограничной службы Украины Андрей Демченко. Экс-глава Комитета по развитию промышленности и инфраструктуры СУП Геннадий Радченко рассказывает, почему за полтора месяца проблема блокады остается и пытаются ли ее решить

Драма на польско-украинской границе, похоже, скоро не закончится. Прошло более полутора месяцев, как польские перевозчики, объединившиеся вокруг Комитета защиты перевозчиков и работодателей транспорта, 6 ноября перекрыли проезд для грузовиков из-за пограничных переходов в Дорогуске, Гребенном и Корчевом. А позже польские водители уже при поддержке фермеров, имеющих свои претензии к польскому правительству и украинским аграриям, начали блокаду Медыки, одного из самых загруженных переходов между нашими странами.

Сейчас среднее время ожидания пересечения польско-украинской границы составляет около 130 часов, в очередях на границе застряло более 4000 грузовиков. Холод, отсутствие элементарных бытовых условий, заканчивающееся топливо делают ситуацию более чем драматичной. Пока работающие пункты пропуска в Нижанковичах и Зосине, но не исключено, они также будут заблокированы.

Протестующие пропускают по четыре машины в обоих направлениях каждый час. Польские СМИ утверждают, что транспорт, перевозящий свежие продукты, гуманитарные и военные грузы, проезжает без задержек. Но это слабое утешение для водителей тысяч машин, стоящих в очередях. Тем более что какой груз гуманитарный, а какой нет – решают участники пикетов. Польская полиция остается только наблюдателем.

Время идет, а протесты польских перевозчиков только усугубляются. В конце концов и новоизбранные депутаты польского Сейма обратили внимание на заблокированные пункты пересечения границы и пробки из грузовиков, которые уже видны из окон варшавских кабинетов, а также убытки польских предпринимателей-экспортеров.

С каждым днем простоя на границе цена грузов для их владельцев растет. Например, цена на перевозку из Польши в город Днепр увеличилась за последние недели с €2300 до €6000 за грузовик. В машинах не только готовые товары, но и сырье и компоненты для украинских заводов, оборудование, запчасти.

Польский вопрос

С начала протеста польские СМИ не то чтобы не замечали блокаду границы, но ограничивались репортажами о длине очередей и количестве машин в них, а также короткими интервью с организаторами блокады и водителями. Выражали беспокойство, так сказать.

Спустя почти месяц после начала протестов польские политики наконец-то отреагировали: новый спикер парламента Шимон Головня вызвал в Сейм премьера Матеуша Моравецкого. На трехчасовом заседании парламентской комиссии по инфраструктуре, а затем несколько часов в сессионном зале парламент эмоционально обсуждал проблемы на границе. Правда, это не отразилось на результате.

Впрочем, тогдашний премьер Моравецкий на этих заседаниях не появился, а прислал нового «временного» министра, который не очень отчетливо прочитал подготовленную помощниками бумажку с общеизвестными фактами. А Моравецкий на лестнице парламента с хорошо знакомой украинцам улыбкой (помните, как на фоне военной техники во дворе своего офиса он обнимал президента Владимира Зеленского и уверял, что зерновая проблема решена?) убеждал журналистов, что решит проблему и вернет пресловутые разрешения украинских перевозчиков.

Правительство от партии «Право и справедливость» («ПиС»), руководившее Польшей последние восемь лет, «умыло руки» и обвинило в проблеме Украину и Евросоюз. «ПиС» использовала максимум возможностей, чтобы дольше задержаться у власти и дестабилизировать все, что возможно, накануне прихода в правительственные кабинеты настоящих победителей парламентской гонки.

После выборов в Польше правление «ПиС» не захотело заниматься проблемой на границе – зачем портить политический имидж, если можно оставить проблему преемникам? Это получилось, реальные изменения во власти наступили лишь 13 декабря, когда было приведено к присяге правительство Дональда Туска.

Глядя из Варшавы, трудно понять, почему украинские власти не могут пойти на определенные привилегии для европейского транспорта, если ЕС открыл границу украинским грузовикам? Аргументов против нет, насколько известно, правительство Украины пошло на шаг, который был среди польских требований – создать отдельную очередь в электронной очереди для транспорта на европейских номерах и обеспечить пропуск без задержки едущих из Украины пустых фур.

Но протестующим нужно все и сразу.

Блокада границ /Getty Images

После выборов в Польше правительство «ПиС» не захотело заниматься проблемой на границе – зачем портить политический имидж, если можно оставить проблему преемникам? Фото Getty Images

Борьба за украинский рынок?

Главное требование польских перевозчиков – вернуть спецразрешения для украинских перевозчиков. Решение, принятое Еврокомиссией (естественно «за» голосовала и Польша, и Словакия, и Венгрия) об отмене ограничений для украинского транспорта, действует до 30 июня 2024 года. Это сделали из-за полномасштабной войны в Украине: когда закрылись аэропорты и морские порты, только железнодорожный и автомобильный транспорт стал спасением для оборонки и экономики Украины. Об отмене такой «привилегии» для украинцев – вполне резонно – не хотят слышать ни в Киеве, ни в Брюсселе.

Заседание Совета Европейского Союза по транспорту, телекоммуникациям и энергетике в Брюсселе, естественно, не оправдало надежд поляков на пересмотр соглашения между Евросоюзом и Украиной по автомобильным перевозкам грузов. Комиссар ЕС по транспорту Адина-Иоанна Велян заявила, что она абсолютно полна решимости защитить это соглашение и объяснить его преимущества как для европейского рынка, так и для Украины и Молдовы.

«Надеюсь, власти пограничных стран-членов ЕС серьезно отнесутся к связанной с этим ответственности. Мы договорились, что Совместный комитет будет заниматься этим соглашением, возможно не изменениями в нем, а реализацией наших обязательств. Но это должно произойти, когда ситуация успокоится и будет решена на границе. Мы должны продолжать оказывать давление на польское правительство. Считаю неприемлемым, что правительство в Польше умывает руки», – сказала она.

До начала полномасштабной войны, когда отношения между Польшей и Украиной были далеко не безоблачными, польские власти из года в год сокращали количество разрешений и довели его до 160 000 в 2021 году (при том, что белорусским и российским перевозчикам Польша выдавала все больше и больше разрешений ). По понятным причинам количество перевозок в и из Украины за последние 18 месяцев возросло драматично, возможно, в 2023-м достигнет миллиона, и ограничивать автоперевозки не просто недальновидно – преступно.

Наивно считать, что в охваченную войной страну много желающих возить грузы – и это еще одна из главных причин доминирования украинских компаний на дорогах, ведущих в Польшу, но прежде всего через Польшу в другие страны Евросоюза.

В Польше принято считать, что в 2021 году доля польских фирм в транспорте между нашими странами была 38%, а украинских – 62%. Сейчас доля поляков составляет, по разным польским данным, 5%, возможно, 8%.

Но не за украинский рынок сражаются польские водители.

Блокада границы

Польские перевозчики просто воспользовались хаосом в польских властях и, заблокировав украинскую границу, пытаются защитить собственное доминирование на европейском рынке.

Европейский пирог перевозок

Во время дебатов в Сейме многие депутаты называли автотранспортную отрасль жемчужиной в короне польской экономики. На европейском рынке автоперевозок польские перевозчики, как уже говорилось с трибуны Сейма, занимают более 30%, версия другого депутата – около 40%. В любом случае, это около трети автоперевозок в Евросоюзе. В отрасли работает около миллиона человек, она приносит около 8% польского годового ВВП, а бюджету – 16 млрд злотых налогов.

В свое время позиции на европейском рынке отвоевали польские автомобилисты в нелегкой конкурентной борьбе у немецких, французских и испанских водителей. Лишь несколько лет назад польские перевозчики использовали свои ценовые преимущества в странах Западной Европы, как сегодня украинцы.

Водители, работающие в польских компаниях и получавшие низкую заработную плату, были восприняты их немецкими, французскими и голландскими коллегами как недобросовестная конкуренция. Польские перевозчики тогда утверждали, что более низкие расходы на рабочую силу являются естественными для более бедных стран и что экономика ЕС от этого выиграет.

Именно в этой связи Европейский парламент в 2020 году принял так называемый Пакет мобильности, который обязывает перевозчиков ЕС соблюдать правила оплаты труда, рабочего времени и комфорта водителей, применяемые к стране, в которой осуществляется перевозка. Однако малые транспортные компании (доминирующие в Польше) не обязательно соблюдают эти правила, отмечает Gazeta Wyborcza. Но охотно винят в этом украинцев.

Не в украинцах причина

Ситуация меняется. При таком доминировании на рынке полякам очень тяжело удержать лидерство. Конкуренты из других восточноевропейских стран не спят. Эксперты также считают, что трудно сказать, в какой степени снижение ставок (на что тоже сетуют протестующие) вызвано украинским фактором. В последнее время падение промышленного производства и потребления несколько снизило спрос на грузовые перевозки, что повлекло за собой ухудшение финансового состояния перевозчиков по всей Европе.

Цены, в том числе на взлетевшие во время пандемии перевозки, но особенно в 2022 году после начала полномасштабной войны, постепенно начали возвращаться к нормальному уровню. И вот теперь организаторы польских протестов жалуются на то, что из-за украинских конкурентов они ужасно страдают и находятся на краю банкротства. Хотя объективно трудно назвать банкротом отрасль, которая занимает доминирующее положение на европейском рынке и осуществляет треть всех автоперевозок.

Украинские перевозчики обвиняются в том, что после отмены разрешений на коммерческие перевозки товаров они могут работать вообще без каких-либо ограничений: якобы они не обязаны отвечать требованиям ЕС по оплате труда водителей и рабочего времени, платят меньшие налоги, заправляются более дешевым бензином – поэтому украинские эксплуатационные расходы намного ниже.

Более того, якобы украинские перевозчики используют возможность въезда в ЕС для доставки товаров внутри или между государствами-членами – то, что не было предусмотрено соглашением между ЕС и Украиной. Однако большинство этих обвинений не имеют ничего общего с правдой – разве что зарплата украинцев ниже, но в целом стоимость перевозок – это не самый значительный фактор.

Давно прошли времена, когда украинцы пересекали границу на стареньких КамАЗах и МАЗах. Украинские водители пересели на современные машины, получили необходимые лицензии и сертификаты, отличаются обязательностью и профессионализмом – именно это не устраивает польских конкурентов.

На самом деле перевозчики просто воспользовались хаосом в польских властях и, заблокировав украинскую границу, пытаются защитить собственное доминирование на европейском рынке.

Лицемерие экс-правительства Моравецкого

Но даже в этом хаосе трудно скрыть правду. Временный министр инфраструктуры Польши Алвин Гаядхур (ранее возглавлявший польский транспортный контроль), обвиненный в бездействии и вынужденный оправдываться, рассказал, что именно транспортная инспекция работает очень хорошо, регулярно проверяет грузовики, в том числе украинские.

За 11 месяцев проведено 180 тыс. проверок. Украинцы действительно оказались не ангелами – выявлено 9400 нарушений и принято 1020 решений о наказаниях, то есть штрафы. Но главное из того, что сказал министр, – во время проверок украинских машин польские инспекторы обращали особое внимание на время работы водителей и техническое состояние машин. Вот вам и ответ на обвинения во вседозволенности украинцев на европейских дорогах. А 1020 штрафов (конечно, и это плохо) свидетельствует о мизерной части нарушений при общем огромном количестве перевозок через украинско-польскую границу – по данным Евростата и польских статистических органов в 2023 году они могут достичь миллиона.

На уже упоминавшуюся встречу министров транспорта в Брюссель правительство Моравецкого не решилось направить министра – изображать польскую позицию по требованию о возвращении разрешений поручили заместителю министра инфраструктуры Рафалу Веберу. В тот же день, отлично понимая, что это его последние часы в должности премьера, Моравецкий также заявил журналистам, что Польша будет добиваться от Еврокомиссии возвращения разрешений для украинских перевозчиков.

Моравецкий, Вебер и многие другие польские политики, когда говорят о защите польских автоперевозчиков, каким-то непостижимым образом забывают о войне в Украине и тех областях польской экономики, которые в последнее время переживают значительный рост.

Блокада границы /Getty Images

Экс-премьер Польши Матеуш Моравецкий заявлял журналистам, что Польша будет добиваться от Еврокомиссии возвращения разрешений для украинских перевозчиков. Фото Getty Images

Экономика вопроса для Польши

Польское статистическое управление сообщает о значительном росте производства автомобильных тягачей с полуприцепами. Например, группа Traton (MAN и Scania), производящая грузовые автомобили в Польше, продает свою продукцию в Украину, нанимает новых рабочих, платит больше налогов. В прошлом году в MAN Trucks работало 1514 человек со средней брутто-зарплатой около €2000.

Экспорт грузовиков из Польши в Украину с января по сентябрь 2023-го составил около €100 млн, а лишь в июне текущего года достиг рекордной суммы около €15 млн.

В Гданьске, крупнейшем польском контейнерном порту, суда сейчас ожидают разгрузки до 10 дней. Эффект домино повлекла блокада границы. Одной из причин перегруженности порта является перевалка украинских грузов, которые ранее контейнеровозы везли в черноморские порты. Теперь из Гданьска примерно четверть грузов уезжает в направлении Украины. Каждый контейнер означает еще несколько сотен евро в польскую копилку.

В очереди к украинской границе заблокированы грузы многочисленных польских поставщиков продовольствия в украинские торговые сети, производителей строительных материалов. Не замечать, что их доходы за последние 18 месяцев значительно выросли, невозможно.

Несколько дней назад, после упорных просьб украинского делового сообщества, в диалог начали включаться польские бизнес-ассоциации. Откровенно говоря, только Польско-украинская экономическая палата выступила остро и прямо, заявила о том, что нельзя приносить в жертву экономику соседнего государства в состоянии войны, заблокировав один из немногих транспортных коридоров.

Однако большинство польских деловых ассоциаций призывают украинцев к компромиссу. К сожалению, их понимание ситуации выглядит примерно так: группа протестующих польских перевозчиков остановила действие соглашения Украины с Евросоюзом, польское правительство проигнорировало законодательство ЕС и собственные обязательства, украинских транспортников обвиняют в нарушениях и плохом техническом состоянии транспортных средств, украинцы работают в Европе, используя «недобросовестную конкуренцию», «на которой зарабатывают олигархи». А теперь найдем компромисс.

Впрочем, даже встречи за закрытыми дверями ни к чему не привели.

Точка невозврата

Похоже, серьезность блокады границы для экономики и международного имиджа Польши хорошо осознает новый премьер Дональд Туск. В официальных выступлениях и на пресс-конференциях он уже несколько раз говорил о необходимости немедленно найти решение проблемы. И о том, что его коллеги уже подготовили несколько предложений, позволяющих разблокировать границу. Действительно, сразу после присяги правительства (когда Туск вылетел на саммит в Брюссель) новый министр инфраструктуры Дариуш Климчак отправился в Люблин на переговоры с организаторами блокирования границы. Впрочем, после той встречи автоперевозчики пообещали лишь усилить протест. К тому же, что очень странно, возмущенно говорили о том, что их украинские коллеги обратились в юридическую фирму по поводу опротестования разрешения местных властей на пограничные пикеты.

Остается наблюдать, кто будет более решительным и настойчивым в ближайшие дни – пикетчики или новое польское правительство. Действительно, трудно понять, как Польша, которая уже оказала неоценимую помощь Украине, которая стала логистическим военным хабом и претендует на то, чтобы после победы стать координационным и транспортным центром восстановления украинской инфраструктуры и экономики, может позволить так просто перекрыть границу. Более месяца наблюдать за тем, как рушится экономика соседа, наконец, уничтожать собственную репутацию партнера и союзника.

С другой стороны, отстаивая украинские интересы, мы должны сделать выводы, учесть, где, в какой отрасли еще есть подводные камни, готовиться к проблемам, которые еще не раз появятся в самых неожиданных местах.

Из этого очередного польского урока следует сделать выводы: нельзя утверждать, что с украинской стороны границы все организовано идеально. Искоренить коррупцию, навести порядок в зоне ответственности украинских пограничников, таможенников, множества других контрольных служб – прежде всего в наших интересах.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд