Кабмин подал в Верховную Раду проект Госбюджета на 2026 год с рекордными расходами в 4,8 трлн грн – это уже пятый бюджет полномасштабной войны, где половина средств идет на оборону. Но при этом Украине не хватает почти $19 млрд международного финансирования, а государственный долг к концу 2026 года может достигнуть критических 102% ВВП. Сможет ли страна выдержать такую финансовую нагрузку?
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁
Правительство подало в Верховную Раду проект Госбюджета на 2026 год. Это уже пятый бюджет полномасштабной войны.
Общий объем расходов продолжает расти. В 2026 году они составят 4,8 трлн грн – это более чем в три раза превышает расходы украинского бюджета до полномасштабного вторжения.
Наибольшей статьей расходов остается национальная безопасность и оборона – на них предлагается направить 2,8 трлн грн (+6,5% к расходам 2025 года, утвержденным июльским оборонным бюджетом).
Обороноспособность Украины
Одна из самых больших новаций Госбюджета-2026 касается именно обеспечения обороны. Правительство предлагает создать так называемый «оборонный резервный фонд» – бюджетную программу Министерства финансов, которую правительство своим решением будет распределять между Силами обороны для оперативного реагирования на нужды на поле боя. Общий объем этой программы – 200 млрд грн, из которых 60 млрд грн – перевыполнение плановых поступлений таможни. Таким образом, едва ли не впервые в бюджет заложены ожидания от детенизации и реформы таможни в более широком смысле.
Невоенные расходы и поддержка бизнеса
Среди невоенных расходов самые большие категории традиционно: социальная защита (467 млрд грн), образование (265 млрд грн) и медицина (258 млрд грн).
Расходы на обслуживание государственного долга в 2026 году превысят 513 млрд грн. Это ожидаемое следствие активных боевых действий, которые вынуждали правительство в 2022–2024 годах заимствовать в среднем более $50 млрд каждый год на покрытие невоенных нужд. Такая ситуация сохраняется в 2025 году и не изменится до завершения войны.
На программы по поддержке бизнеса правительство планирует направить более 41 млрд грн. Больше всего через Фонд развития предпринимательства, который реализует программу «5-7-9», – 18 млрд грн. Это стабильная программа, которая из года в год имеет такой объем финансирования и, по подсчетам Минэкономики, в 2024 году обеспечила около 1/7 роста реального ВВП.
Второй по величине программой поддержки бизнеса в 2026 году должна стать поддержка фермеров – 12,1 млрд грн, из которых 9,3 млрд грн – от экспортной пошлины на семена рапса и соевые бобы, как и предполагалось профильным законом.
В 2026 году сохранятся проекты грантовой поддержки для создания или развития бизнеса, программы «Сделано в Украине», компенсация расходов на гуманитарное разминирование, поддержка индустриальных парков и «инвестиционные няни».
Покрытие расходов
Покрытие расходов традиционно опирается на три основных источника:
- собственные доходы (2,85 трлн грн);
- внутренние заимствования (419,6 млрд грн.);
- международная помощь ($45,5 млрд).
ОВГЗ будут размещаться, скорее, для поддержания ликвидности в краткосрочном периоде, так как чистое финансирование инструментом ОВГЗ в следующем году будет отрицательным. Планируется, что сумма погашения ОВГЗ будет превышать размещение более чем на 100 млрд грн.
В то же время правительство планирует рост доходов на более чем 452 млрд грн по сравнению с 2025 годом. В основном это произойдет за счет:
- НДС (+165,2 млрд грн);
- НДФЛ (+93,6 млрд грн);
- части чистой прибыли НБУ (61,8 млрд грн). Ожидается, что в 2026 году НБУ перечислит в бюджет 146 млрд грн – это рекорд.
Среди основных факторов увеличения доходов бюджета:
- повышение минимальной зарплаты до 8647 грн;
- рост расходов на денежное довольствие военнослужащих;
- расчетный курс доллара (45,7 грн за доллар);
- ожидание роста экономики.
Несмотря на то что в бюджет заложено предположение, что война будет продолжаться до конца 2026 года, прогнозный рост реального ВВП составляет 2,4%. Инфляция прогнозируется на уровне 9,9%.
Из $45,5 млрд потребности в международном финансировании пока непокрытыми остаются €16 млрд, или около $19 млрд, в зависимости от кросс-курса. В этом контексте крайне уместна идея, озвученная президентом Европейской комиссии по предоставлению Украине «Репарационного кредита». Такой кредит позволил бы ЕС не конфисковать российские активы де-юре, но передать их бюджету Украины.
Согласно этому механизму Украина должна была бы выплачивать этот кредит только в случае, если Россия оплатит репарации за ущерб, причиненный Украине. Впрочем, дискуссии Еврокомиссии со странами-членами о возможности реализации такого механизма продолжаются.
Верховная Рада планирует рассмотреть проект бюджета в первом чтении до 23 октября, а во втором (и надеюсь, в целом) – до 20 ноября. Это позволит правительству вести переговоры о новой программе с МВФ уже имея на руках показатели бюджета, близкие к финальным.
Возможные точки противостояния
Самые ожесточенные баталии в парламенте могут развернуться вокруг финансового ресурса местных бюджетов. Правительство предлагает вернуться к норме закона, что только 60% НДФЛ зачисляются в местные бюджеты (а не 64%, как это было в прошлые годы). В то же время предлагается направить более 15 млрд грн для компенсации разницы в тарифах. Однако не все представители местного самоуправления готовы с этим согласиться.
Народные депутаты традиционно будут искать пути увеличения разных расходов. К примеру, в Госбюджет 2025 года были поданы поправки совокупно на 5,7 трлн грн, что даже больше расходной части проекта Госбюджета на 2026 год.
Однако в условиях, когда потребность во внешнем финансировании превышает $45 млрд, а государственный долг Украины на конец 2026 года может достичь 101,6% ВВП, существенное увеличение расходов на какие-либо нужды, кроме обороны, выглядит маловероятным.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.