Платежная компания Bolt, которую Райан Бреслоу запустил в 2014 году, сделала из него миллиардера. В 2022-м Bolt оценивали в $11 млрд. Сейчас – почти в $300 млн. Одиозный кредит Бреслоу, требования к совету директоров оплатить сомнительные фандрейзинговые расходы и иск инвестора компании, который обрушил ее оценку и собственный капитал Бреслоу.
Годами Райан Бреслоу воплощал архетипный образ успешного предпринимателя Кремниевой долины. Выпускник государственной школы, покинувший Стэнфорд, чтобы основать платежный стартап Bolt, который впоследствии стал хитом среди венчурных инвесторов и смог привлечь $1 млрд инвестиций, сделав своего владельца одним из самых молодых миллиардеров мира.
Инвестиционный старт и стремительное падение
Бреслоу был на пике своей карьеры, когда в ноябре 2021 взял кредит на $30 млн на очень необычных условиях: если предприниматель не сможет выплатить кредит, то его обязательства возьмет на себя компания Bolt, забрав часть акций Бреслоу в качестве компенсации. В начале 2022-го тяжеловесы Уолл-стрит вроде BlackRock и HIG Growth выстроились в очередь, чтобы принять участие в раунде финансирования Серии Е компании Bolt на $355 млн. После этого фандрейзинга Bolt оценили в $11 млрд, а долю Бреслоу в компании – более чем в $2 млрд.
Но привлеченные инвестиции не привели компанию к новым вершинам, а дали начало сложному для Бреслоу 18-месячному периоду с конфликтами и судебными исками.
В июле 2023 года венчурный фонд Activant, один из старейших инвесторов Bolt, подал на Бреслоу иск за то, что он намеренно объявил дефолт по собственному кредиту на $30 млн, чтобы за него расплачивалась компания.
То есть вместо того, чтобы ликвидировать свои акции Bolt и вернуть кредит, Бреслоу дал добро на то, чтобы эти средства сняли со счета Bolt, поясняется в иске. А когда члены совета компании от Activant выступили против и потребовали, чтобы Бреслоу сам разбирался со своими долгами, он исключил их из совета.
Бреслоу считает иск Activant местью недовольных людей, которым не понравилось, что он использовал свое «неотъемлемое право» устранять неподходящих, по его мнению, членов совета компании. Бреслоу объяснил такое решение тем, что просто не считал уволенных директоров теми, кто мог поддержать его видение роста и успеха компании.
Бреслоу заявил, что соглашение о кредите давало возможность Bolt списать часть его акций в пользу выплат за кредит. Но совет директоров, в состав которого теперь входили три друга Бреслоу, которыми он заменил трех уволенных от Activant, отказался от такого варианта, поскольку это якобы не даст компании «восстановить запас наличных средств».
Бреслоу утверждает, что обновленный совет директоров предложил Activant альтернативные структуры возврата денег. Что это за альтернативы – неизвестно. Рассмотрение дела продолжается.
В октябре 2023 года Бреслоу подал ходатайство о закрытии иска Activant, но это не сработало. Впрочем, такой шаг помог подтвердить, что кредит на $30 млн существовал, заявленные истцом условия правдивы, а Бреслоу действительно не выплачивал свои обязательства по этому долгу.
Тем временем у Bolt дела пошли хуже и оценка компании покатилась вниз. В январе Bolt начала выкупать свои акции у инвесторов и сотрудников со скидкой 97%, сообщили три источника Forbes. Такая информация дает повод предполагать, что ныне платежная компания оценивается примерно в $300 млн. (Ранее об этом выкупе акций сообщал The Information.)
Вопрос кредита Бреслоу на $30 млн и несколько миллионов долларов сопутствующих расходов удалось решить за счет отмены части его акций, узнал Forbes от осведомленных источников. Эти источники добавили, что акции Бреслоу при этом оценивались выше акций инвесторов и сотрудников.
По состоянию на раунд инвестиций Серии Е, по данным Forbes, доля Бреслоу в Bolt составила 22%. Если теперь Bolt стоит $300 млн, то в январе этого года доля Бреслоу оценивалась примерно в $60 млн. Точно не известно, сколько акций Бреслоу было отменено для покрытия кредита и сопутствующих расходов.
От молодого миллиардера до «клоуна Кремниевой долины»
Раунд инвестиций Серии Е в 2022-м должен был стать переломным моментом для карьеры Бреслоу, открыв путь Bolt на биржу. Такой успех его детища мог стать жемчужиной коллекции достижений предпринимателя. Очевидно, что он был уверен в собственном успехе, поэтому решил выбрать соответствующее имя: согласно судебным документам штата Флорида, предприниматель сменил свое второе имя на Кинг, то есть «король».
В то время Бреслоу занимался не только Bolt, но и другими бизнесами. Как показывают корпоративные отчеты, документы о недвижимости и внутренние документы компаний, в феврале 2022-го у него уже было четыре новых организации:
- Movement DAO, блокчейн-проект;
- Love Health, онлайн-маркетплейс товаров для здоровья;
- The Movement, танцевальная неприбыльная организация;
- Prism, кредитная платформа.
Кроме того, бизнесмен опубликовал две книги-инструкции – «Фандрейзинг» и «Рекрутинг», а также основал венчурный фонд Family.
Личная жизнь Бреслоу соответствовала его статусу миллиардера. Предприниматель купил себе второй дом в Майами и нанял охранников, считая, что может стать целью злоумышленников, рассказал Forbes приближенный к нему источник.
Через 10 дней после объявления раунда инвестиций Серии Е, в январе 2022-го, Бреслоу твитнул пост с кучей обвинений против Sequoia Capital и Y Combinator, которых он назвал «мафиози Кремниевой долины», сговорившихся против его компании вместе с другой платежной компанией Stripe.
Компании отвергли такие обвинения, а через шесть дней после твита Бреслоу вдруг ушел с должности гендиректора Bolt и стал ее главой – это до сих пор его официальная должность. Решение о такой перемене он принял самостоятельно, и оно пришло ему в голову во время медитации, рассказал он CNBC.
Такой шаг застал врасплох инвесторов и членов совета директоров Bolt, ожидавших, что Бреслоу выведет компанию на биржу, рассказали Forbes два источника. Новым гендиректором стал Маю Курувилла, поспешивший напомнить Бреслоу о его месте как «независимом подрядчике, который не может говорить от имени компании с инвесторами, клиентами или медиа». Об этом Forbes узнал из внутренних документов Bolt.
В мае 2022-го New York Times написала, что Бреслоу привлек деньги для своей компании и соответствующую оценку в $11 млрд с помощью завышенных результатов работы Bolt. Вскоре после этого Комиссия по ценным бумагам и биржам США начала расследование заявлений Бреслоу в ходе раунда инвестиций Серии Е, но в итоге решила не принимать никаких карательных мер. Этот инцидент изменил отношение инвесторов и коллег к Бреслоу. «Он стал клоуном [Кремниевой] долины», – сказал человек, который ранее его поддерживал.
Напряжение усилилось, когда Бреслоу безуспешно попытался надавить на совет директоров, чтобы тот согласился оплатить за счет Bolt его дорожные расходы и стоимость охраны на несколько миллионов долларов. Об этом рассказали несколько человек, знакомых с инцидентом. Бреслоу утверждал, что эти расходы связаны с привлечением инвестиций в компанию, добавили источники. Большую часть лета 2022-го Бреслоу действительно потратил на поездки к друзьям в Европе и Египте, а в августе приехал на фестиваль Burning Man, рассказал Forbes еще один источник. Совет Bolt был невозмутим в своем отказе.
«Бреслоу считает, что может продать что угодно кому угодно, – сказал его друг и бывший сокурсник по Стэнфорду. – Но его больше интересовали «плюшки» статуса предпринимателя, чем ответственность, которой этот статус требует».
В сентябре 2022 года Бреслоу предложил совету директоров Bolt одобрить план по назначению ему существенной награды, привязанной к результатам компании. Когда же Bolt и Бреслоу не удалось добиться поставленных целей, последний начал настаивать на их сокращении, рассказал один осведомленный об этом вопросе инвестор. Совет отказался выплачивать Бреслоу бонус.
Наследие Бреслоу в Bolt
Когда Бреслоу начали приходить счета, это стало проблемой. В ноябре 2022-го, утверждает Activant в иске, Бреслоу попросил «старый» совет директоров продлить срок выплаты 30-миллионного кредита, который наступал через три месяца. В тот же месяц Bolt уволила 29% штата сотрудников во втором круге сокращения штата, чтобы «обезопасить свое финансовое положение, расширить возможности и достичь прибыльности».
Это задело некоторых работников Bolt, которые воспользовались предложением Бреслоу взять у компании деньги в долг на покупку ее акций. В уже удаленных твитах в феврале 2022-го он назвал эту инициативу «самой выгодной программой опционов для сотрудников» и сообщил, что больше половины сотрудников Bolt воспользовались ею. И вдруг уволенным сотрудникам дали всего 90 дней, чтобы вернуть компании долг. Спикер Bolt сказал, что «менее 10» уволенных людей задела необходимость возвращать долг.
Через два месяца после того круга увольнений Бреслоу сообщил совету, что объявит о дефолте по вышеупомянутому кредиту, а уже в феврале 2023-го миллионы со счета Bolt пошли на его погашение.
Bolt, похоже, избавляется от наследия своего основателя. Его четырехдневную рабочую неделю, о введении которой Бреслоу гордо объявил в сентябре 2021-го, отменили в этом году. С сайта Bolt даже убрали материал об истории успеха Бреслоу.
Пострадала и репутация Бреслоу как бизнесмена и визионера. Один инвестор Bolt назвал советы в его манифесте «Фандрейзинг» «опасными для молодых предпринимателей». А один основатель и друг Бреслоу сказал Forbes, что предостерег «очень многих людей, чтобы те не прислушались к методу привлечения инвестиций предпринимателя». Метод Бреслоу больше сосредоточен на эго человека, который ищет средства, и на хорошей истории, а не на подготовленном питчинге и продукте, объясняет собеседник Forbes.
А между тем Activant давит на Bolt, чтобы компания открыла свои отчеты для проверки на потенциальные «растрату ресурсов» и «аферы для собственной выгоды». Но Bolt предоставила своему инвестору всего шесть документов.
Сама компания пока никак не отреагировала на обвинения Activant.
Другие вышеупомянутые проекты Бреслоу тоже постигли неудачи и проблемы.
Movement DAO, в которую он вложил по крайней мере $16 млн в 2021 году, также не избежала судебной волокиты. Когда Бреслоу решил, что хочет забрать свои деньги из компании в 2022 году, нанятый им руководитель компании отказался это делать, поскольку это не соответствует учредительному уставу Movement DAO. Бреслоу подал в суд, но стороны в итоге договорились и предпринимателю вернули около $10 млн.
В июне 2023 года Бреслоу вновь оказался в суде, когда на его маркетплейс товаров для здоровья Love Health подала иск основательница компании Love Wellness Лорен Босворт. Предпринимательница утверждала, что Love Health незаконно использовала торговую марку ее компании. В ноябре дело было закрыто по договоренности сторон, но ее условия неизвестны.
Первоначальная цель сбора Family, венчурного фонда Бреслоу, оказалась неподъемной, поэтому со $140 млн предприниматель снизил ее до более скромных $40 млн. Первой инвестицией фонда стал стартап Life Sciences, занимающийся контрацептивами для мужчин.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.