Forbes продолжает публиковать главное из лекций йельского историка Тимоти Снайдера об истории современной Украины. В четырнадцатой лекции речь идет о борьбе Польши и Советского Союза за Украину.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В 1920-х Украина была разделена на западную и восточную части,. Большая часть, восточная, находилась в Советском Союзе как советская республика Украина. Галицию и Волынь контролировала Польша. Пять-шесть миллионов украинцев в Польше составляли примерно 15% населения страны.
От Речи Посполитой осталось политическое наследие. Во-первых, это украинское казачество в Речи Посполитой и на ее окраинах. Во-вторых, это общая идея республики как формы государственного управления. Именно поэтому когда украинцы пытаются основать государства в 1918 году, они создают республики. Это не только европейская норма, но и важная часть украинской истории.
В-третьих, верховенство права. Оно в Речи Посполитой распространялось не на всех, а на шляхту. Вот почему казаки хотели, чтобы с ними обращались как со шляхтой.
Речь Посполитую поделили между собой три империи. Одна из них — объединенная Германия. Ей досталась часть Польши, перешедшая Пруссии. Когда Пруссия объединяет Германию в 1871 году, поляки становятся наиболее важным национальным меньшинством внутри нового германского государства. Они подвергаются притеснениям и реагирует на это так, как реагировало бы гражданское общество — ненасильственным сопротивлением.
Габсбурги — вторая империя, разделившая Польшу. Там другие условия, и польская шляхта там набирается опыта в качестве чиновников. Весь этот опыт впоследствии будет иметь значение и для объединенной Польши.
Большая часть того, что было Речью Посполитой, становится частью Российской империи. То, что было возможно в монархии Габсбургов или даже в Пруссии, в Российской империи невозможно. Единственный вид политики, возможной в Российской империи, — это подполье, которое прививает определенные навыки, и они тоже пригодятся полякам.
Политическая жизнь объединенной Польши
Две основные политические силы, сформировавшиеся в Польше уже к 1918 году, — это Польская партия социалистов (ППС) и и национал-демократы.
Польская партия социалистов левоцентристская, склонная ностальгировать по старой Речи Посполитой. Она верит, что будущая Польша станет федерацией, а не национальным государством. То есть своего рода модернизированным содружеством, в котором будут каким-то образом уживаться польская, белорусская, литовская, украинская нации. а евреи будут иметь некоторую автономию.
У правоцентристских национал-демократов совсем другое видение. Они говорят: «Забудьте о Речи Посполитой, она пала. Шляхта не была нацией. Надо строить национальное государство. Немцы, евреи и украинцы никогда не будут поляками. Впрочем, белорусы и украинцы может и будут, но уж точно не немцы и евреи».
В конце Первой мировой войны Антанта рассматривает Польшу как союзника. В парижских мирных договоренностях французские интересы превалируют, поскольку Франция сильно пострадала от войны. Вудро Вильсон уточняет, что Польша станет независимым государством и союзником Франции на востоке. Но никто, кроме Германии в 1918 году, не сказал, что Украина имеет право на самоопределение.
Большевистско-польская война
В России произошла революция, которую большевики, исходя из своей идеологии, считают началом мировой. Но она не перерастает в мировую. В 1917 году русская революция разрушает Российскую империю. В 1918 году немецкая и австрийская армии вторгаются в Украину, а затем терпят поражение и отступают.
Остается вакуум, который с польской стороны хочет заполнить Юзеф Пилсудский, лидер ППС и польского государства. А с другой стороны — Владимир Ленин, лидер партия большевиков. Но ни один из них не хочет заполнять вакуум от имени своих национальных государств. Ленин думает о мировой революции, а Пилсудский — о федерации поляков, литовцев, белорусов, евреев и украинцев с непонятными правами.
К 1919 году Ленину уже ясно, что русская революция не перерастает в мировую. И тогда Ленин решает помочь ʼнемецким товарищамʼ устроить революцию в Германии — самой важной стране Европы. Второй этап революции — добраться до Германии, но на пути стоит Польша. Поляки движутся на восток. Так начинается польско-большевистская война 1919-1920 годов. Как я упоминал в прошлый раз, поляки добрались до Киева в мае 1920 года. Но затем Красная Армия совершает бросок на Варшаву.
Поляки задерживают Красную Армию у ворот Варшавы и проводят очень успешную контратаку, которую назвали ʼчудом на Вислеʼ. Они загоняют Красную Армию вглубь Украины и Белоруссии, после чего обе стороны выбиваются из сил и подписывается Рижский мирный договор 1921 года.
В результате появляется польское национальное государство, в котором явное большинство говорит по-польски, но есть крупные национальные меньшинства — украинцы, евреи, белорусы. Это не совсем то, чего хотели национал-демократы и Пилсудский.
С советской стороны Рижский договор создает границу, после которой распространение революции остановилось. Советский Союз должен стать государством, и большевики выдумывают его буквально на ходу. Это их реакция на поражение. И победили их поляки.
Коммунисты потерпят новое поражения только много лет спустя, в Афганистане. А в ответ на поражение от Польши создается то, что мы считали само собой разумеющимся — СССР. Советский Союз: государство, в границах которого остановилась революция. Это не национальное государство, но с большевистской точки зрения и не империя. Это что-то совершенно новое. Это своего рода вместилище для революции, которая когда-нибудь все же распространится по всему миру.
Угнетение Украинцев в Польше
Есть два основных вопроса, которые с самого начала затрудняют установление в Польше парламентаризма. Первый и самый важный — земельный вопрос. Польские крестьяне хотят больше земли. И лучший способ ее дать – земельная реформа. Это то, что может государство: забрать часть земли у богатого соседа и отдать ее крестьянам. И даже больше, чем в польских областях, в белорусских и украинских областях большинство населения — это крестьяне. Но их интересы никто не учитывает. Итак, земельный вопрос усугубляется национальным вопросом.
Это дает Советскому Союзу возможность обращаться к украинским и белорусским крестьянам в Польше, а советской пропаганде — говорить с украинцами и белорусами о национальном освобождении и земельной реформе. В 1920-х годах СССР дал украинцам возможности учиться в школах и университетах, продвигаться по служебной лестнице. Украинским крестьянам позволили оставить себе землю, которую отобрали у польских помещиков. Так что на фоне Польши Советский Союз выгодно отличался.
Галиция, которая была частью монархии Габсбургов, в итоге стала частью Польши. Волынь — совсем другое. Она более ста лет находилась в составе Российской империи, украинцы там были православными, а не греко-католиками. На Волыни гораздо меньше поляков и евреев, чем в Галиции.
Для галицких украинцев после 1918 года жизнь стала хуже в двух отношениях. Во-первых, с ноября 1918 года по весну 1919 года существовало национальное государство Западно-Украинская Народная Республика, и его разрушило Войско Польское. Во-вторых польская система отличалась от монархии Габсбургов, где у украинцев была свобода слова, собраний, политических партий, школы, возможность работать в администрации.
Поляки все это отнимут. Украиноязычных школ станет меньше. Украинцы будут исключены из системы государственного управления в Польше. Греко-католическая церковь не будет рассматриваться как равная католической. К концу 1930-х, когда дела оборачиваются совсем плохо, основной позицией среди украинцев будет что-то вроде «Польша все же лучше, чем альтернативы». Главная сила в украинской политике — Украинское национально-демократическое объединение (УНДО), которое занимает некую центристскую позицию. Но многие думают, что Советский Союз лучше Польше, и вполне обоснованно чувствуют себя исключенными из польской политики.
Есть еще одна очень маленькая группа, которая называется ОУН, Организация украинских националистов. Если совершен переход от более демократического устройства государства к менее демократическому, то всегда найдется группа людей, которая решит, что ответом на это должно стать насилие над институтами. В межвоенной Польше ОУН была немногочисленной. Националисты действительно убили несколько польских чиновников после 1926 года. Я упомянул ОУН, потому что она станет более важной во время войны, но на самом в 1920-х и 1930-х годах она не настолько влиятельна.
В 1926 году Польша становится гораздо менее демократичной, но люди, приходящие к власти, становятся более открыты в национальном вопросе. В 1926 году Юзеф Пилсудский возвращается к власти путем военного переворота и устанавливает то, что заимствуя русскую терминологию, можно считать управляемой демократией. Пилсудский проводит политику некоей терпимости к украинской национальной идентичности в части Польши, отчасти в надежде уничтожить советское влияние, которое было вполне реальным.
Волынская программа и прометеизм
В 1923 году Советы провозглашают очень умную доктрину антиколониализма и национализма. Внутри Советского Союза его клеймят, но за пределами СССР считают прогрессивным.Советский взгляд на национальную политику: ʼВсе народы имеют право на самоопределение. Антиколониальные движения в Польше — хорошо. Антиколониальные движения в Средней Азии, на Кавказе и в Украине — совсем другое делоʼ. СССР пытается представить Советскую Украину как суверенное украинское государство, где крестьяне имеют землю, где есть национальные свободы. Так Советы пытаются привлечь симпатии миллионов украинцев в Польше к Советскому Союзу и дестабилизировать польское государство.
Пилсудский пытается с этим бороться. Поляки проводят политику, известную как Волынская программа 1928 года под руководством Генрика Юзевского. Польша назначает украинцев на Волыни в органы местного самоуправления, поощряет использование украинского языка в Православной церкви, ее движение к автокефалии. Юзевский говорит о независимости Украины, повторении польско-большевистской войны, в которой на этот раз победит Польша, и о создании украинского государства.
Юзевский искренне в это верил. Он был из Киева, искренне любил украинскую культуру, песни, литературу, говорил по-украински. Он был глубоко убежден, что украинская и польская культуры принципиально очень похожи, а русская культура — нечто иное.
Для причастных к эксперименту поляков мотивом было создание украинского буферного государства между Польшей и СССР. Они обучают молодых украинцев проводить шпионские миссии внутри советской Украины. Это мало кому известно, но они даже возрождают для Украины правительство в изгнании — Украинскую Народную Республику на территории Польши. А в 1927 году создают штаб украинской армии с отделами пропаганды и разведки, который начинает переправлять свою агентуру через советскую границу.
С точки зрения Польши это была часть более крупного проекта, известного как прометеизм. Его идеей было поддержать национальное самоопределение угнетенных наций Советского Союза. Поляки финансировали участников национальных движений, помогали с публикацией литературы, а иногда переправляли через границу агитаторов для кавказских народов, грузин, украинцев. И основная идея этого заключается в том, что он пытается перевернуть то, что говорят Советы.
Прометеисты имели связи с британцами, французами и даже японцами, у которых у всех по разным причинам были причины пытаться ослабить Советский Союз. С 1926 по 1932 год в Украине проводилась действительно интересная работа польской разведки под общей эгидой Волынского эксперимента, прометеизма.
В Советском Союзе к 1931-1932 полным ходом идет коллективизация. СССР начинает превращаться в промышленно развитую страну. И именно во время коллективизации советская Украина подвергается, вероятно, наибольшим репрессиям. В начале 1930-го советская охранка фиксирует более миллиона актов индивидуального сопротивления крестьян на территории Украинской Республики против коллективизации.
Именно в это время тысячи крестьян из советской Украины бегут в Румынию и Польшу от коллективизации. А в Польше они призывают к войне с СССР. Один крестьянин говорил: «А если бы началась война и в Украине появилось Войско Польское, то крестьяне целовали бы солдатам ноги и били бы большевиков».
В марте 1930 года Сталин объявил о временном прекращении коллективизации. Он произносит речь «Головокружение от успеха». Он говорит, что: rоллективизация всегда должна проводиться на добровольной основе. Сталин пошел на это из-за сопротивления, особенно в Украине. Одновременно 17 марта 1930 года Красная Армия приведена в полную боевую готовность, поскольку ожидает нападения из Польши.
Поляки всегда были заинтересованы в получении разведывательной информации об Украине и в украинском альтернативном проекте. Но они никогда не планировали наступательную войну против Советского Союза.
Затем коллективизация возобновляется, и Советы просят Польшу о мирных переговорах. В июле 1932 года Польша и Советский Союз подписывают договор о взаимном ненападении. Украинцы остались совсем одни посреди коллективизации. Нет никого, к кому они могли бы обратиться. В архивах я читал сотни и тысячи заявлений от украинских крестьян в иностранные консульства: «Пожалуйста, впустите меня или введите войскаʼ.
Они просят немцев и поляков снова и снова. Но после подписания мирного договора между Польшей и Советским Союзом в 1932-м, им не к кому было обратиться. К декабрю 1933 года около четырех миллионов украинцев умрут от голода во время коллективизации, о которой мы поговорим в следующий раз.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.