Предприниматель и военнослужащий Сергей Позняк – гость нового выпуска третьего сезона проекта Business Breakfast от Forbes. Какой должна быть правильная ветеранская политика и как сделать возможным комфортное и эффективное возвращение в бизнес-среду вернувшимся с фронта ветеранам
Прямая речь Сергея Позняка сокращена и отредактирована для ясности.
От баррикад на Майдане до полномасштабного вторжения РФ
В феврале 2014 года, кроме того, что спасал компанию от очередного кризиса, я грузил шины в служебную и свою машины и вез их на Майдан, чтобы с протестующими укладывать их в баррикады. Мы уже видели, как шатается тогдашний режим.
Сергей Позняк, 49
Основатель компаний FinStream и Cronvest, глава Ассоциации предпринимателей-ветеранов, сержант Нацгвардии.
Родился 10 мая 1974 года в Киеве. В 2005-м окончил Университет «КРОК» по специальности «Финансы и биржевая деятельность». В 2021-м получил степень MBA President в Киево-Могилянской бизнес-школе [kmbs]. В 2000-м была основана первая компания группы небанковских финансовых учреждений, которые одни из немногих успешно финансируют МСБ. Член CEO Club Ukraine, советник Государственного офиса по привлечению инвестиций. Отец четырех детей.
Ни о какой войне я не думал. В последние 10 лет нам нужно было фокусироваться на развитии войска, подготовке армии и получении международной поддержки. Модернизация вооружения – это must have.
В начале полномасштабного вторжения нужно было сразу поставить экономику на военные рельсы. Мы должны производить много военной продукции, потому что сегодня это вопрос нашего выживания. Имея такого соседа, формирование такой доктрины и стратегии должно происходить все время.
О «Манифесте 42» как ответе на давление на бизнес
«Манифест 42» объединил бизнесменов вокруг «боли» для противодействия «оборотням» в погонах и «судейским мантиям». Он возник не по моей инициативе, а случайно после того, как я поддержал Дмитрия Олейника по делу «Села Энерджи» (в апреле 2023-го в рамках уголовного производства Нацполиция провела обыски у инвестпартнеров Игоря Мазепы по Майницкому газовому месторождению, среди которых члены семьи Олейника. Последний является главой Федерации работодателей Украины – Forbes).
Сначала наша методика была корявой, но в действии она напоминает пятую статью НАТО: атака на участника «Манифеста» считается атакой на каждого его члена. В реестре «Манифеста», так называемом черном списке неблагочестивых правоохранителей, фигурируют 17 человек. Никаких приговоров мы им не выносим, только констатируем факты: вот есть человек, по нему есть либо информация, либо судебное дело, либо уголовное производство.
Топ-5 изменений для бизнеса, которые должен наработать Совет предпринимателей вместе с властями: реализация указа президента о введении в действие решения СНБО от 23 января, предусматривающего мораторий на три месяца проверки (речь идет о рекомендации правоохранительным органам воздержаться от таких проверок – Forbes), внедрение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс относительно уменьшения давления на бизнес, перезагрузка Бюро экономической безопасности, прозрачный аудит дел, открытых против бизнеса в прокуратуре, и отмена «правок Лозового» (изменения в УПК, принятые парламентом в 2018-м, ограничивающие досудебное расследование сроком 18 месяцев с момента регистрации уголовного производства, до этого отсчет начинался с даты вручения подозрения – Forbes). Это тот перечень, который обсуждается сейчас как в «Манифесте», так и с Советом.
«Манифест 42», или как бизнес защищается от давления силовиков
(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)
28 июня 42 украинских предпринимателя опубликовали манифест в защиту 42-й статьи Конституции. Среди них – владелица фармкомпании «Фармак» Филя Жебровская, гендиректор «Агромата» Сергей Войтенко, основатель «Текстиль-Контакта» Александр Соколовский, фаундер компаний FinStream и Cronvest, глава Ассоциации предпринимателей-ветеранов Сергей Позняк, основатель Concorde Capital и другие.
Платформа призвана выполнить три ключевых задачи: устранить пробелы в законодательстве, усилить диалог между бизнесом и властью, составить реестр неблагополучных судей и правоохранителей.
Об усилении давления силовиков предприниматели говорят с весны прошлого года. В конце июня ряд бизнесменов встретились с президентом Владимиром Зеленским. Он поручил руководителям Офиса президента создать платформу для коммуникаций с бизнесом по проблемным вопросам, но это не дало результатов.
После резонансного дела Игоря Мазепы решением СНБО был создан Совет поддержки предпринимателей. В него входит семь бизнесменов (соучредитель monobank Олег Гороховский, соучредитель «Новой почты» Вячеслав Климов, основатель Ajax Systems Александр Конотопский, глава совета Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник, совладелец Biopharma Константин Ефименко, основатель NetSoft Group Артем Бородатюк и президент SoftServe Тарас Кицмей), которые нарабатывают законодательные изменения, направленные на то, чтобы снизить возможности неблагочестивых правоохранителей злоупотреблять в расследованиях дел против бизнеса.
Наша задача – следить за тем, чтобы принималось адекватное и конструктивное законодательство, которое пойдет на пользу бизнесу и экономике страны. В случае чего мы будем применять уже наработанные инфраструктуру, методики и действия по коррекции этого пути. В «Манифест» входят такие структуры, как Федерация работодателей Украины, обладающие законотворческой силой. Поэтому рычаги влияния есть.
Ветеран – бизнесмен – глава ассоциации
Как мне удается совмещать роли предпринимателя, главы Ассоциации предпринимателей-ветеранов и «Манифест 42»? У меня же робонога, я повсюду успеваю (Сергей Позняк получил тяжелое ранение на войне с Россией и потерял ногу – Forbes). На самом деле часов в сутках становится все меньше и меньше. Мне удается это только потому, что я все планирую заранее и исключил прокрастинацию. Это раз. Два – нужно все время совершенствовать свои компетенции.
Я сейчас прохожу курс создания государства. Потому что ветеранам и военным предпринимателям придется включиться в государственные процессы. Если мы не хотим, чтобы за нас решали, нужно включаться.
Doʼs и Donʼts при работе с предпринимателями-ветеранами
Важны три категории: внимание, уважение и понимание. Следует обращать внимание на ветеранские бизнесы. Эти люди многое потеряли и приобрели боевой опыт, который будет с ними всю жизнь. Это очень особый скилл, чем разжигание очага или зарабатывание денег.
Также нужно направлять боевой опыт ветеранов в конструктивное русло. Просто ставить в приоритет предпринимателей-ветеранов, делать у них заказы, вступать в деловые взаимоотношения, уважать их подвиг. Что не следует делать, так это жалеть ветеранов и думать, что военные тупые. Не нужно думать, что ветераны не способны творить великие дела, потому что в обществе и государственных учреждениях распространено мнение, что ветераны-предприниматели выше уровня крафтового кафе не смогут подняться. Во всех успешных странах (США, Великобритании, Израиле и др.) военные – это всегда существенная составляющая бизнеса и политической элиты.
О целесообразности ветеранской политики
Создание и реализация ветеранской политики – первоочередная задача Министерства по делам ветеранов. Ее, политики, до сих пор нет. Вторая задача – проведение эффективной коммуникации. Третье – решение вопроса увековечения памяти павших бойцов и построения мемориального кладбища для них.
Дело, которое должно быть зафиксировано в ветеранской политике на законодательном уровне – это путь ветерана после демобилизации, его так называемая customer journey, куда входят оформление документов и адекватная реинтеграция демобилизованных в общество.
Еще один момент – здоровье. Человек возвращается с фронта и должен пройти курс реабилитации. Для этого следует ввести специализированную структуру, которая будет комплексно заниматься оздоровлением вернувшихся с фронта людей. Это не должна быть классическая больница, куда боец ложится и лечится. Новая созданная структура будет оказывать психологическую помощь, лечение, протезирование и т.д.
И третий момент – это социализация ветерана. Это поддержка его желаний и стремлений. Я был предпринимателем, я вернулся, у меня бизнес на нуле. И чтобы снова стать предпринимателем, мне нужно применять сверхусилия. А этого не должно быть. Человек должен легко становиться на то место, с которого его взяли на войну. Пока в моем поле зрения лишь несколько крупных компаний ввели действительно крутые программы по реинтеграции бойцов.
Среди них – МХП с ее системным подходом к проблеме, «Укрзализныця», которая уже привлекает ветеранов для работы. Особо хочу отметить Житомирский картонный комбинат, который согласовал программу увековечения памяти погибших рабочих. Ее назвали «Долонька пам’яті».
Наша же ассоциация занимается предоставлением менторской поддержки от успешных предпринимателей тем, кто хочет открыть свое дело. Также вместе с Минэкономики мы проработали программу предоставления грантов ветеранским бизнесам, и я считаю ее одним из самых успешных пилотов, благодаря которому можно получить деньги на ведение бизнеса как ветеранам, так и членам их семей.
В эфире принимали участие редакторы Forbes Ира Крицкая и Юлия Белинская.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.