Главная идея Netpeak Group – научиться системно и массово делать бизнес, говорит основатель Артем Бородатюк. В настоящее время IT-холдинг Netpeak состоит из 23 компаний, семь из которых прибыльны. Что мешает Бородатюку быстрее закрывать неуспешные проекты, пользуется ли спросом реклама в Telegram и когда может появиться дашборд уголовных производств, который разрабатывает Совет предпринимателей? Об этом Бородатюк рассказал в новом выпуске «Business Breakfast с Владимиром Федориным» от Forbes.
«Экономическая ситуация в стране сейчас не очень классная – все думают, как выжать максимум», – говорит основатель Netpeak Group Артем Бородатюк. Первый квартал 2024 года компании группы прошли с выполнением плана на 101%. В 2022-м выручка группы достигла $50 млн.
Сегодня Netpeak Group – это 23 компании, в числе которых маркетинговое агентство Inweb, онлайн-университет Choice 31, стартап-студия Tonti Laguna Group, LMS-система Academy Ocean и т.д. Одним из самых успешных бизнесов является стартап-студия приложений KissMyApps, развивающая 20 приложений на 35 млн пользователей, говорит Бородатюк. «Это самая динамичная компания в Netpeak Group – ее развитие сдерживает только нехватка кадров», – добавляет он.
Почему ИИ замедляет наем в Netpeak Group, как компания закрывает неуспешные проекты и чем Бородатюк занимается в Совете предпринимателей?
Прямая речь Артема Бородатюка сокращена и отредактирована для ясности.
Как Netpeak Group закрывает неуспешные компании
Полгода назад у нас было 23 компании, из них семь – прибыльные. Сейчас ситуация примерно такая же, но у некоммерческих компаний минусы уменьшились.
В общем, мы делим наши компании на три категории.
Первая – стартапы, где мы тестируем бизнес-модель. Их у Netpeak Group около восьми-девяти. У некоторых – финальный этап, когда мы подводим итоги. Например, платформа Asolitics – SaaS для специалистов по продвижению приложений в App Store и Google Play Market. С одной стороны, клиентов недостаточно много, с другой – их число растет. Когда поставленные планы не реализовались, но клиентам нравится продукт, ты пробуешь его докрутить за счет новых идей.
Вторая категория – компании, существующие больше пяти лет. Они растут на 20–60% в год. Для нас это медленно. Они не нашли классический product-market fit, когда ты контролируешь и можешь растить компанию. В этой категории – LMS-система Academy Ocean, основное использование которой – массовый онбординг людей. Это вроде WordPress для обучения. У нее множество клиентов, особенно среди ритейлеров. Растет вдвое каждый год, но это еще не тот темп, чтобы я относил компанию к третьей категории.
Третья категория – суперуспешные компании, среди которых стартап-студия приложений KissMyApps, которую основали мы с Дмитрием Лолой, Радомиром Новковичем и Алексеем Борщем. Компания мощно развивается – более 20 приложений и 35 млн пользователей. Сейчас это самая динамичная компания в Netpeak Group – ее развитие сдерживает лишь нехватка кадров.
Мы не просто строим компанию, а пытаемся создать фабрику по производству бизнеса. Главная идея – делать это системно и массово. Есть проекты, которые мы закрыли. Закрытие – наша слабая сторона. Мы это делаем, только когда заканчиваются идеи.
Мы качаем эту мышцу во всей группе. Есть большое количество маленьких компаний, зарабатывающих до $3 млн в год. Это небольшие суммы для IT-проектов, но когда ты уже достиг этого результата, тебе сложно отказаться от бизнеса. Я хотел бы закрывать больше наших компаний.
Наем в продуктовом IT
Перелом на IT-рынке произошел в том смысле, что аутсорсу стало сложно находить клиентов. Это не те перемены, которых мы бы хотели.
Рынок труда сейчас не такой горячий, стало проще с разработчиками и с теми категориями, где аутсорс традиционно был первым. Я не могу сказать, что нам сейчас очень легко находить людей – продуктовые компании между собой сильно конкурируют.
Наши метрики по закрытию вакансий ухудшились. Одна из причин – мы рекрутим людей с помощью нашего ИИ-инструмента Liti и теперь меньше людей подходит на вакансию. Мы сознательно пошли на эти риски, поскольку сделали ставку на качество найма.
Чтобы найти нужных людей в KissMyApps, мы запустили в нашем онлайн-университете Choice31 отдельный курс продакт-менеджера в разработке мобильных приложений. Choice31 получил качественный продукт для обучения, а KissMyApps оплачивает обучение студентам, прошедшим тест, чтобы потом их можно было забрать в компанию.
Как Netpeak инвестирует в ИИ
Каждая компания из нашей группы инвестирует в ИИ. К примеру, он используется в LMS-системе в Academy Ocean – предлагает структуру урока. Для Ringostat мы разработали ИИ-модуль для оценки, как менеджер провел звонок. В будущем компании с ИИ вытеснят с рынка компании без ИИ.
Нашу ИИ-модель по рекрутингу сотрудников Liti мы начнем предлагать рынку, как только все проверим и у нас будут железобетонные данные. Это будут большие чеки и это будет актуально только для крупных компаний, которые много нанимают. К примеру, «Новой почты», в которой 30 000 сотрудников. Если они будут заинтересованы, мы бы попробовали сделать для них модель к концу этого года.
Перспективы украинского Defense Tech
Мы не будем инвестировать в DefenseTech, но будем помогать компаниям из этой отрасли. Недавно мы вложили $30 000 в разработчика беспилотников Buntar Aerospace. Я расцениваю это скорее как донат. Также мы помогаем с рекрутингом и консалтингом компании TAF Drones Александра Яковенко. После войны milltech станет первой категорией экспорта из Украины. Он обойдет и IT, и агросектор.
Совет предпринимателей
Мы с Олегом Гороховским отвечаем в Раде за два диджитал-направления. Первый – проект фидбека государству от бизнеса. Это сайт pulse.gov.ua, где каждый предприниматель может оставить отзыв и поставить оценку, насколько он удовлетворен или нет взаимодействием с госорганами. Это нужно, чтобы не в Facebook читать о происходящем, а видеть объективные данные. Это только первая версия сайта, поэтому мы его не очень коммуницируем и промотируем. Если все пойдет по плану, это будет крупный проект взаимодействия бизнеса и государства.
Второй проект – это диджитализация действий следователей, прокуроров и судей на базе Единого реестра досудебных расследований. Это сложный проект. Мы хотим сделать дашборд, чтобы Офис генпрокурора и Офис президента могли видеть объективные данные. Речь идет именно об экономических преступлениях. До 1 мая мы сделаем первую версию дашборда по уголовным производствам по делам экономического сектора.
Реклама в Telegram
Стать реселлером Telegram Ads было сложным решением, которое я сравниваю с проблемой вагонетки. Мы получили кучу хейта. Но мы не говорим: «Давайте все пользоваться и доверять Telegram». Мы просто выполняем свою работу по продаже рекламы на этой площадке. Надо сделать так, чтобы именно украинское агентство премодерировало информационное пространство.
Многие бизнесы попробовали и увеличивают собственные бюджеты, тестируют другие креативы. Сам Telegram Ads будет развиваться. Мы на связи с их командой – будет много обновлений, в том числе новые форматы креативов, с которыми можно будет работать.
Регулирование Telegram
Анонимные сайты, критикующие бизнес, – это не новая бизнес-модель. Единственное новое в этом кейсе, что именно Telegram выступает как платформа, а не отдельные сайты. Когда выходит такой материал и люди находят его по фамилии, то они не будут разбираться в подлинности информации.
Советую компаниям в таких случаях выстоять. Не поддаваться панике, не рекламировать эту историю. Когда о тебе на каком-то канале вышла негативная информация и ты об этом пишешь – ты рекламируешь этот канал и показываешь, что тебя зацепили.
Второй совет – постоянная работа над брендом. Надо строить лавбренд и рассказывать, если ты делаешь что-нибудь полезное. Если анонимный канал пишет негатив о лавбренде, то аудитория бренда приходит для его защиты.
Третий совет – не платить никаких денег. Если ты начинаешь платить, то ты будешь платить постоянно. В таких проектах информация легко растекается дальше, и потом о тебе уже пишут другие сайты. Ты становишься инвестором «черного интернета».
Если и закрывать Telegram в Украине, то точно не из-за анонимных каналов. Чтобы заблокировать такую платформу, государству нужно инвестировать сотни миллионов долларов в специальное оборудование. Можно усложнить жизнь платформе, удалив Telegram из магазинов приложений, но на 100% заблокировать этот мессенджер невозможно.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.