В Польше больше домохозяйств с собаками, чем с детьми, поэтому неудивительно, что технологическое развитие распространилось и на домашних животных. За последние несколько лет компании, разрабатывающие инновационные продукты для домашних питомцев, привлекли почти полмиллиарда евро инвестиций, а вот в Польше эта отрасль не столь развита. Forbes Polska изучала перспективы рынка pet tech на дому и в мире.
Европейцы любят животных, и статистика это подтверждает:
- в ЕС насчитывается почти 78 млн кошек и 67 млн собак (портал Statista);
- за последние 10 лет количество домохозяйств с собственными домашними животными выросло на 26%, до 91 млн (конец 2022 года);
- у более чем половины поляков есть домашний любимец (отчет Kantar Public 2019-го);
- в Польше больше домохозяйств с собаками, чем с детьми (нынешнее исследование GfK Polonia Household Panel).
Поэтому неудивительно, что рынок технологических решений для животных тоже растет: от приложений для заказа корма, дрессировки или определения местопребывания до глубоких технологических исследований инновационных ветеринарных препаратов.
«Потенциал индустрии технологий для домашних животных, особенно в контексте современных социальных тенденций, огромен, поскольку мы стали относиться к животным как к полноценным членам семьи. В результате, например, все больше питомцев получают постоянную ветеринарную помощь. Мы готовы тратить больше средств на их лечение и, прежде всего, ожидаем более безопасных и эффективных методов лечения», – объясняет Павел Велгус, член правления биотехнологической и ветеринарной компании Bioceltix.
Тренды pet tech
Количество pet tech проектов в Польше постепенно растет, и они разнообразны: производство индивидуально созданных блюд для животных (PsiBufet), онлайн-подбор корма (Appet), маркетплейс товаров для животных (Deor), приложения для записи к ветеринару, кинологу или грумеру ( HiPets) и даже комплексные пакеты для ветеринарного обслуживания (PetHelp).
Развитие польского pet tech соответствует мировым трендам. Если в 2021 году стоимость мирового рынка технологий для животных составляла $5 млрд, то за четыре года она может достичь $20 млрд согласно данным аналитиков Global Market Insights. К 2030 году рынок GPS только для домашних животных достигнет стоимости примерно $6,8 млрд со среднегодовым темпом роста 18,6%, согласно отчету Spherical Insights.
GPS в наше время помогает не только в идентификации или отслеживании вашего питомца, но и в медицинской диагностике или приеме лекарств. «Лучшие знания о физическом и психическом здоровье домашних животных, росте спроса на пушистых любимцев, особенно среди поколения миллениалов, распространение интернета вещей и технологический прогресс стимулируют развитие рынка GPS для наших домашних животных», – утверждают авторы отчета Spherical Insights.
Более того, компании технологических решений для домашних животных привлекают миллионы почти в самом начале существования. Согласно данным портала tech.eu, в 2020–2022 годах в европейские компании этого направления было инвестировано около €480 млн. Несколько примеров:
- Испанская сеть ветеринарных клиник Unavets, основанная в 2019 году, привлекла потрясающие €116 млн.
- Шведская компания FirstVet, открытая в 2016 году в качестве цифровой ветеринарной службы, уже привлекла €96 млн в рамках пяти раундов финансирования.
- Австрийская фирма Tractive, разработавшая решение для GPS-мониторинга, привлекла €32 млн.
- Британская Napo, которая предлагает цифровое страхование для собак и множество дополнительных функций, таких как круглосуточный доступ к ветеринарам или приложение для дрессировки, в прошлом году собрала 15 млн фунтов стерлингов.
- Dalma, аналог Napo во Франции, привлекла €15 млн.
Польские компании технологий для животных
В Польше представителям отрасли сложнее, и обычно стартапам pet tech приходится финансировать себя самостоятельно, по крайней мере в начале своей деятельности.
Лукаш Клаб, основатель и руководитель Animalhotels, платформы, работающей по модели Airbnb, но для животных, решил именно так начать свой бизнес. «Я вложил свои сбережения в запуск портала. Благодаря этому мы смогли привлечь первые 4000 пользователей. Применение стало доступно в июле 2022 года, а наша бизнес-модель – маркетплейс, и мы зарабатываем на сервисном сборе от суммы бронирования», – объясняет Клаб.
Сегодня это приложение работает только в Польше, и в нем зарегистрировано 11 000 пользователей, в том числе 2500 опекунов. Такой успех помог компании в этом году привлечь €142 528 допосевных инвестиций от шести бизнес-ангелов. «Сейчас мы сосредоточены на подготовке к нашему следующему инвестиционному раунду. В то же время мы фокусируемся на быстром масштабировании нашего бизнеса», – уверяет Лукаш Клаб.
Наибольшие суммы денег в Польше собрала социальная сеть для владельцев домашних животных Petgram, которая также продает ошейники для GPS-мониторинга. В конце прошлого года компания привлекла около €230 000 от двух инвесторов в рамках краудфандинговой кампании, сообщает DM INC-CrowdConnect, с помощью которой проводился сбор. Однако компания надеялась на большее.
Впрочем, основатель Petgram не расстраивается и готовится предлагать пользователям новые услуги, такие как выгул собак, уход за домашними животными, визиты к ветеринару или груминг собак.
«В этом аспекте нас вдохновила американская компания Rover, которая сейчас оценивается в $2 млрд. Она доказала, что существует значительный спрос на этот вид услуг и рынок услуг для домашних животных имеет огромный потенциал», – считает Себастьян Мардило из Petgram. В настоящее время Petgram пользуются около 60 000 человек, зарабатывает она на продаже GPS-устройств и подписок на сервисы определения местоположения.
Перспективные исследования
Pet tech – это не только цифровые платформы или приложения. Самые большие деньги «скрыты» в передовых биотехнологических исследованиях для животных. Они приобрели особую популярность только в последние годы, поскольку, как отмечает Павел Велгус, ветеринарная медицина технологически отстает от человеческого рынка, особенно в сфере биотехнологий. Только в 2016 году на ветеринарном рынке появились первые биотехнологические продукты (моноклональные антитела), а в 2019-м – первый препарат на основе стволовых клеток.
В последние восемь лет Bioceltix сосредотачивается на ветеринарных инновациях. В настоящее время компания разработала запатентованную технологию производства биологических препаратов на основе мезенхимальных стволовых клеток.
Ее флагманская продукция включает препараты для лечения дегенеративных изменений суставов и атопического дерматита у собак, а также препарат для лошадей, страдающих артритом. Первые средства на ее деятельность предоставил фонд Startit (ныне Kvarko Group), созданный Павелом Велгусом.
Менее чем через два года с момента основания Bioceltix привлекла новых инвесторов через выпуск именных акций. Впоследствии в группу акционеров вошли первые фонды. В ноябре 2021 года компания дебютировала на New Connect, площадке привлечения инвестиций, которой управляет Варшавская фондовая биржа, а менее чем через год вышла и на саму биржу.
В целом Bioceltix привлекла от инвесторов более €11,5 млн. Второй по значимости источник финансирования – государственные субсидии (4,59 млн грантовых средств).
Специфика этой отрасли связана с относительно продолжительным временем разработки продуктов до их выхода на рынок. Bioceltix пока не приносит доходов (ожидается, что коммерциализация начнется на рубеже 2024 и 2025 годов), что доказывает, насколько инвесторы уверены в прибыли. Доходы, как уверяет Павел Велгус, не заставят себя ждать.
«История других биотехнологических компаний, работающих в ветеринарной отрасли, показывает, что еще до завершения научно-исследовательских работ над продуктом оценки соглашений относительно небольших компаний и проектов достигают сотен миллионов долларов», – утверждает он.
Еще одна польская компания BioCam разрабатывает технологию, которая станет революцией на рынке капсульной эндоскопии не только для людей, но и для собак, кошек, а впоследствии и лошадей. Компания создала капсулу, мобильное приложение и облачную телемедицинскую платформу, а также систему искусственного интеллекта для анализа изображений.
«Капсула, напоминающая таблетку витамина С, проходит через всю пищеварительную систему в течение восьми часов, отслеживая и создавая каталог более 70 000 изображений, которые проверяет система. Программное обеспечение автоматически обнаруживает зоны поражения», – объясняет Мацей Высоцкий, соучредитель и генеральный директор BioCam.
Польша является пилотным рынком компании. В долгосрочной перспективе он имеет глобальные амбиции, начиная с Западной Европы и Северной Америки. Компания BioCam работает уже четыре года. В 2024 году она намерена приступить к коммерциализации продукта, прежде всего на ветеринарном рынке.
Компания финансируется за счет венчурных фондов, частных инвесторов и европейских грантов. Сейчас она привлекла более €2,5 млн, большая часть которых это частный капитал.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.