Коррупция – больше не главная проблема в налоговой, которая смущает бизнес. Почему это не очень позитивная новость /Иллюстрация Александра Карасева
Категория
Деньги
Дата

Коррупция – больше не главная проблема в налоговой, которая смущает бизнес. Почему это не очень позитивная новость

Иллюстрация Александра Карасева

В отличие от таможни топ-чиновники в последнее время почти не критикуют и даже хвалят работу налоговой службы. Соглашается ли с этим бизнес и действительно ли налоговая лишилась имиджа репрессивной и коррумпированной госструктуры?

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

«Необратимые процессы в налоговой уже прошли. Мы преодолели системную коррупцию, а сколько людей нужно уволить и посадить, чтобы преодолеть мелкую – не знаю», – так описывал ситуацию в Государственной налоговой службе в интервью Forbes в конце декабря прошлого года глава финансово-налогового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев.

Позитивно отзываются о работе налоговой и премьер Денис Шмыгаль и руководитель фракции «Слуга народа» Давид Арахамия. «В службе уже построена рискоориентированная система, – сказал Шмыгаль в февральском интервью Forbes. – С этого времени нареканий от бизнеса на работу органа стало гораздо меньше».

Верить ли словам должностных лиц о перерождении органа, стабильно находящегося в топе наиболее коррумпированных госструктур? Forbes поинтересовался о реальной ситуации в налоговой у компаний, бизнесменов и топ-менеджеров, входящих в разнообразные списки Forbes, крупных бизнес-ассоциаций и советы бизнес-омбудсмена.

Краткое заключение после анализа почти полтора десятка ответов – коррупция сейчас не является основной проблемой, которая возникает, когда предприниматели контактируют с налоговой. А предпринимателей больше беспокоит массовая практика блокирования налоговых накладных и слишком частые проверки.

Что о работе налоговиков говорит бизнес?

Есть ли коррупция в налоговой

Нынешняя глава налоговой Татьяна Кириенко – уже третья «и.о.» за последние два года. На чем тогда базируются заявления топ-чиновников об отсутствии взяточничества в налоговой? Борьба с коррупцией там проходит по принципу «коллективной ответственности», рассказывал Гетманцев. «Если кто-то один берет взятку, в отставку уходят также и непосредственные руководители этого человека», – так описывает нардеп метод, который, по его мнению, позволил уменьшить взяточничество.

Действительно ли заявления госфункционеров соответствуют тому, что на практике видит бизнес?

«Мы не сталкивались непосредственно с коррупцией в налоговых органах, но можем с уверенностью сказать, что существенных изменений в их работе не произошло», – говорит основатель корпорации «Биосфера» Андрей Здесенко. Схожие комментарии дают и другие опрошенные предприниматели.

К примеру, с начала 2023-го у Rozetka действительно не было значительных проблем с налоговой, рассказывал Forbes в конце февраля соучредитель компании Владислав Чечеткин. Еще несколько месяцев назад компания принимала налоговых инспекторов фактически еженедельно – в течение десяти месяцев войны ее проверили 97 раз, говорил Чечеткин в декабре.

«Пока все штрафы номинальны – от 1700 до 51 000 грн, все они формальные и по каждому мы судимся», – описывал ситуацию он.

Обращение по налоговым вопросам доминируют в статистике бизнес-ассоциаций СУП и ЕБА, а также Совета бизнес-омбудсмена. Из 159 жалоб, поступивших в течение октября-декабря 2022 года в адрес омбудсмена, около 80% касались именно налогового блока. В конце 2021-го было 68%, еще годом ранее – 61%.

Какое место в жалобах бизнеса на налоговую занимает коррупция? В статистике самых распространенных обращений, которые приводит Совет бизнес-омбудсмена, вообще нет такого пункта. На первых позициях даже не налоговые проверки, на которые жаловался Чечеткин, а большие проблемы с блокированием налоговых накладных.

Коррупция – больше не главная проблема в налоговой, которая смущает бизнес. Почему это не очень позитивная новость /Фото 1

Затмили ли налоговые накладные коррупцию

Блокирование налоговых накладных и возмещение налога на добавленную стоимость (НДС) являются лидерами среди жалоб от бизнеса не только в Совете бизнес-омбудсмена, но и у ЕБА, СУП и руководителей крупных компаний, опрошенных Forbes. По словам Гетманцева, проблема возникла не из-за налоговой, а из-за отсутствия денег у государства. «Не вижу предпосылок, что ситуация с задержками улучшится в 2023 году, потому что в стране идет война, и деньги – это оружие», – объяснял ситуацию глава профильного комитета.

Сложность в том, что проблема затрагивает не только экспортеров, но и большинство компаний, являющихся плательщиками НДС. Первая волна жалоб бизнеса относительно блокирования налоговых накладных была летом 2022 года, после возобновления работы Единого реестра налоговых накладных, вторая – в октябре, после внесения изменений в Постановление Кабмина, говорит исполнительный директор СУП Екатерина Глазкова.

В октябре по инициативе Минфина Кабмин принял постановление №1154, ужесточающее подход налоговой к блокированию налоговых накладных. В результате было заблокировано более 1 млн налоговых накладных. Причиной такого решения в министерстве назвали многочисленные манипулирования с рисковыми товарами.

Есть ли здесь место коррупции? Среди опрошенных Forbes бизнесменов один рассказал о случае давления со стороны налоговиков и влиятельных нардепов в вопросе разблокирования накладных, однако отказался разглашать детали. Другой предприниматель из списка топ-100 Forbes указал на слухи, которые ходят по рынку о «тарифах» на разблокирование в 5% или даже 40% от суммы. Он также не предоставил подтверждения этих слов.

Знает ли что-нибудь об этом государство? «Такие слухи дискредитируют положительные изменения и создают уверенность, что все решается по старинке. Но это не так, – говорит Гетманцев. – Пусть мы увидим хотя бы один кейс. Тогда вылетит все руководство соответствующей области».

Концептуальное решение проблемы чрезмерного количества проверок – у власти уже «на столе». В феврале Давид Арахамия рассказывал Forbes, что разрабатывается совместный проект Минцифры и налоговой по созданию кабинета бизнес-налогоплательщика, в котором система будет автоматически оценивать операции предпринимателя на рискованность. «Поэтому у бизнесмена появляются два варианта. Первый – согласиться и заплатить налоги, исходя из факта риска операций, – объяснял нардеп. – Второй – если ты не согласен, только тогда к тебе приходит проверка». Когда система может заработать, Арахамия не уточнил.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине