Покупать украинское – маленький шаг с большим влиянием. Особенно во время войны. О важности поддержки украинского производителя и переходе к комплексной государственной политике Made in Ukraine рассказывает Юлия Свириденко, министр экономики Украины.
Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.
Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите Made in Italy или Made in Swiss или Made in Germany? Кто-то скажет: качество, кто-то: государственная политика, кто-то: бренд, а для кого-то это просто популярная фраза.
Для Италии, например, Made in Italy – это часть национальной идентичности. То, вокруг чего строится государственная экономическая политика. Даже именно министерство экономики Италии называется Made in Italy. Ведь развитие внутреннего производителя и продуктов с высокой добавленной стоимостью, формирование его имени в мире, интеграция и лидерство на мировых рынках является построением действенной экономики.
Знаете ли вы успешные страны, экономический бренд которых формирует сырье? Экономические бренды формируют изготовители. Это то, к чему наши соседи, близкие и не очень, пришли уже давно.
Три причины, почему made in Ukraine важен
Вопросы безопасности
Нас к этому подталкивает война, ведь развитие украинского производителя становится вопросом нашей безопасности. Еще во времена COVID-19 дефицит определенных медицинских товаров показал, что отсутствие своего означает зависимость от чужого. Полномасштабное вторжение поставило этот вопрос еще более остро.
Трудности с экспортом
Сырье делает Украину более уязвимой к проблемам с экспортом. Переориентация на переработку означает, что мы можем экспортировать меньшие объемы за больше денег. К примеру, кубический метр древесины стоил в определенное время $40. А изготовленная из него корпусная мебель — $430. Или другой пример – зерно. Одна тонна стоила $280. А аминокислоты из этой тонны стоили бы $1465. С точки зрения выгоды, выбор очевиден.
Перебои международной финпомощи
Рано или поздно уровень международной финансовой помощи может уменьшаться. Нужно становиться самозарядными. Поддержка украинского – один из шагов к этому. При покупке украинского товара до 40% средств возвращается в бюджет налогами и сборами.
Простой пример: закупили турецкую форму для ВСУ – все деньги ушли за границу. Закупили форму у украинских производителей – деньги пошли на зарплаты украинцам, развитие производства, уплату налогов и сборов в бюджеты на всех уровнях.
Почти каждая гривня из этих средств идет на поддержку сектора безопасности и обороны. Это единственные средства, которыми мы можем обеспечивать нашу армию. В прошлом году на сектор безопасности и обороны потратили 1,8 трлн грн. При том, что бизнес уплатил 1,2 трлн грн. При том, что это на 26% больше, чем в 2022 году, этих усилий недостаточно. Поэтому поддержка украинских производителей должна становиться всеобъемлющей.
Для этого в Украине запустили комплексную государственную политику «Сделано в Украине». Она включает в себя стимулирование спроса на украинские товары со стороны государства, украинцев и частного сектора, привлечение инвестиций в реальный сектор, расширение доступа к финансированию, поддержку несырьевого экспорта, помощь в выходе на новые рынки и интеграцию в мировые цепи поставок.
Бюджетная поддержка украинского бизнеса
На 2024 год в бюджете заложены рекордные более 45 млрд грн на программы поддержки бизнеса, развитие новых производств и стимулирование спроса на украинские товары.
Это и привычные для бизнеса программы: «5-7-9», гранты для микро-, малого и среднего бизнеса, и новые программы, такие как компенсации за покупку сельхозтехники украинского производства, развитие индустриальных парков, поддержка проектов со значительными инвестициями.
С 4,6% ожидаемого роста ВВП Украины в 2024 году, 1% – это вклад программ поддержки, по подсчетам Минэкономики. В первый же год налогами вернется до 86% средств, вложенных государством в развитие украинских производителей.
Приоритет для украинских производителей в публичных закупках
Будет расширяться и политика локализации как на гражданские, так и на оборонные товары. Пока показатель проникновения импорта в публичные закупки в Украине один из самых высоких в мире. В 2021 году он составил 38%, в то время как, по данным Еврокомиссии, в мире в среднем – 6,7%. Относительно высокий показатель имеют Тайвань и Южная Корея, но и там он меньше, чем в Украине.
То есть большинство государств предпочитают своих производителей, чтобы средства оставались в стране.
Предлагаемые изменения не коснутся стран GPA. То есть исключением остаются страны ЕС, Япония, США, Корея и ряд других развитых стран. Это часть наших международных договоренностей. Пока Украина производит не все товары, у нас должны быть альтернативы.
Программы стимулирования спроса на украинские товары
Если локализация – стимулирование спроса на украинские товары от государства, то программа компенсации доли стоимости с/х техники украинского производства будет стимулировать спрос частного сектора. В этом году ее возобновляем впервые с 2021 года. Программа предусматривает кешбэк в 25%. В третьем квартале планируется расширить его на ряд других наименований техники и оборудования.
Что касается спроса украинцев, то стимулировать его поможет программа кешбэка на потребительские товары. Это символический бонус для тех, кто будет поддерживать гривню украинского производителя.
Как будет работать программа? За определенные категории товаров украинцы смогут получить определенный процент средств от стоимости товара. Деньги вернутся на специальную карту, и потратить их можно будет снова на украинские товары. Категории товаров и процент от суммы пока не отрабатывается, как и другие технические детали. Ожидается, что программа запустится уже в июле.
Это не панацея от всех проблем, а лишь дополнительная мотивация для переосмысления для себя украинского.
Дешевые кредиты и гранты для инвестиций и расширение производства
В этом направлении планируется перепрофилирование программы «Доступные кредиты 5-7-9» с уклоном на инвестиционные цели. Низшую ставку будут получать предприниматели, покупающие оборудование украинского производителя.
Продолжают действовать гранты на переработку и на старт собственного дела, в том числе для ветеранов. Суммарно в этом году планируем выдать их более 16 000.
На очереди и новые законодательные инициативы – fast track по подключению к электросетям, упрощение изменения целевого назначения земли для инвестирующих в промышленность и энергетику и компенсацию капитальных инвестиций через налоги.
Поддержка несырьевого экспорта
Большой блок работы – стимулирование несырьевого экспорта. В прошлом году Украина разблокировала работу морского коридора. В январе вышли на рекордные с начала полномасштабного вторжения показатели – 12 млн т в месяц. В феврале, несмотря на то, что дней в месяце меньше, цифра такая же обнадеживающая – 12 млн т.
Сначала по морскому коридору пошло сырье, затем добавилась продукция металлургии. Следующий шаг – восстановление контейнерных перевозок. Чтобы стимулировать это направление, вместе с британскими партнерами расширено страхование судов на все невоенные грузы.
Для экспортеров также доступны инструменты экспортно-кредитного агентства. И последнее, но не менее важное, – доступ к внешним рынкам. Соглашения о свободной торговле с ЕС, Канадой, Великобританией и другими торговыми партнерами уже открыли доступ для промышленной продукции с добавленной стоимостью.
Для аграрной продукции с добавленной стоимостью мы работаем над продолжением беспошлинного доступа украинских товаров на мировые рынки. В этом году продлено соглашение с Великобританией на пять лет относительно беспошлинного доступа украинских товаров. Сейчас аналогичный режим действует с ЕС, Канадой, Австралией и металлургической продукцией для США.
Выбирать свое с гордостью
Мы можем отрицать, что комплекса неполноценности нет, но исследования показывают обратное. Только 37% украинцев считают, что отечественные бренды привлекательны из-за качества, согласно исследованию Gradus. В топах среди украинцев – немецкие, американские и британские бренды. В то время как в таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Италия, Германия, Франция, на первых местах их бренды.
Многие годы нам навязывали мнение, что импортное лучше и качественнее своего. Это еще один советский нарратив, далекий от истины, но который до сих пор имеет место. К примеру, какая ассоциация возникает у вас, когда вы думаете о житомирских носках? Сейчас это современное предприятие, которое получило нового инвестора и производит современный и стильный продукт.
Давайте вместе переосмысливать украинское и открывать для себя новые бренды. Потому что купить украинское – маленький шаг с большим влиянием.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.