Илон Маск – главный бизнес-ньюзмейкер года. Он успел побывать самым богатым человеком в истории человечества и человеком года по версии TIME, а Tesla попала в клуб компаний стоимостью $1 трлн и получила рекордную прибыль. Но успехи Маска всегда идут параллельно с проблемами, которые ему приходится решать. Как прошел год Илона Маска
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
У Tesla все отлично?
В октябре 2021 года капитализация Tesla впервые превысила $1 трлн. Капитализацией в триллионы долларов могут похвастаться только пять компаний: Apple, Microsoft, Saudi Aramco, Alphabet и Amazon. Маску понадобилось 18 лет, чтобы привести Tesla к таким результатам.
Также Tesla третий квартал подряд удается продавать рекордное количество электромобилей в условиях глобального дефицита комплектующих. Продажи выросли на 73%: в июле – сентябре компания поставила на рынок рекордные 241 300 машин. Из них 96% – это сравнительно дешевые Model 3 и Model Y. С учетом роста в четвертом квартале по итогам года количество проданных авто достигло 936 372 штук. Высокие продажи позволили Tesla заработать $1,62 млрд за третий квартал при выручке $13,8 млрд. За этот же период прошлого года прибыль компании была гораздо скромнее – $331 млн.
Правда, к концу года компания Маска объявила плохие новости. Tesla отзывает 475 000 электромобилей в США из-за технических дефектов. Отзывают 356 000 электромобилей Model 3. В этих машинах могут выходить из строя камеры заднего вида из-за дверцы багажника, повреждающей провода. Неработающая камера ограничивает обзор водителя, что в свою очередь увеличивает риск аварии. Tesla также отзывает 120 000 автомобилей Model S, собранных с 2014 года. В них может непроизвольно открываться капот.
Помимо технических проблем, компания переживает еще и корпоративные. Шесть женщин, работающих или работавших на заводе Tesla в районе Залива Сан-Франциско и в сервисном центре на юге Калифорнии, подали иски на компанию. Женщины утверждают, что на предприятии, которым руководит Илон Маск, коллеги подвергали их сексуальным притязаниям, а компания не приняла никаких мер по этому поводу.
Илон Маск – самый богатый человек мира с домом на 37 квадратов
В ноябре 2021 года Маск стал самым богатым человеком в истории человечества. Его состояние оценивается в $300 млрд. Однако это длилось не так долго. Вскоре курс акций Tesla резко снизился, поскольку Маск опубликовал в Twitter опрос, должен ли он продать часть своих акций. Сразу после этого предприниматель потерял несколько миллиардов долларов. Всего с начала ноября Маск продал почти 15,7 млн акций Tesla за $16,4 млрд. В 2021 году Маск снова занял первое место в рейтинге наиболее разбогатевших миллиардеров и повторил собственный рекорд. Прирост его состояния второй год подряд составляет почти $110 млрд.
К тому же в 2021 году сразу два авторитетных издания – TIME и Financial Times – назвали Маска человеком года. Журнал TIME наградил миллиардера «за влияние, которое мало кто имел на Земле, а может, и за ее пределами». Еще Маск увеличил свою и так огромную армию фанатов в Twitter – до 66 млн фолловеров. Это больше, чем у Билла Гейтса и Бритни Спирс.
Также Маск продал почти всю свою собственность, включая шесть имений в Калифорнии. Два имения он смог продать за $29 млн каждое. Илон Маск снимает модульный дом площадью примерно 37 кв. м в штате Техас, который в среднем продается за около $50 000. Планировкой дом-конструктор напоминает небольшую квартиру-студию: одна большая комната, разделенная перегородками на гостиную, спальню, кухню и ванную комнату.
Суд за кумовство
Пять лет назад Илон Маск купил у двоюродных братьев за $2,2 млрд компанию SolarCity. В 2021 году Маск был вынужден защищать это соглашение в суде. Он остался единственным ответчиком по делу, возбужденному акционерами. Они считают, что покупка SolarCity была спасением проблемной компании, которую основали двоюродные братья Маска и в которой он являлся крупнейшим инвестором и председателем совета директоров.
Маск утверждал, что это соглашение станет началом трансформаций, и они смогут доминировать в индустрии солнечной энергии со своими дешевыми панелями, аккумуляторными батареями Tesla и высокотехнологичными крышами из солнечных панелей («солнечные» крыши).
Мало того, что почти ничего из этого не произошло, в соглашении присутствует явный конфликт интересов. Двоюродные братья Маска – Линдон и Питер Райвы – основали SolarCity в 2006-м по совету самого Маска. Их богатый родственник поддержал их финансово, владел 22,2% компании на время заключения соглашения с Tesla и являлся председателем ее совета директоров.
Стратегия SolarCity заключалась в том, что они подписывали соглашения с ничего не платившими заранее клиентами, которые течение 20 лет обязывались покупать электроэнергию, которую производят солнечные панели, установленные компанией. SolarCity стала крупнейшей компанией по установке солнечных панелей на жилые дома. В 2016-м она сообщила о рекордной выручке в $730 млн, но и о значительном чистом убытке в $820 млн. На момент покупки SolarCity у нее был долг более чем в $1,5 млрд.
Немецкий бюрократический ад
Tesla как раз была на коне в ноябре 2019 года, когда Илон Маск объявил о строительстве крупного завода электромобилей в Германии, сердце европейского автопрома. В 38 км от Берлина Маск запланировал построить новый завод за $4,9 млрд (€4 млрд). «Giga Berlin будет готов с, казалось бы, невозможной скоростью», – написал Маск на своей странице в Twitter в июле 2020-го. Но не так случилось, как хотелось.
Путь Tesla в Германии оказался гораздо более тернистым, чем представлял Маск. Компании пришлось убирать неразорвавшиеся бомбы времен Второй мировой войны, которые нашли на месте строительства. Также она натолкнулась на активное сопротивление защитников окружающей среды из-за вырубки гектаров деревьев, высоких потребностей завода в воде и нарушения природной среды обитания летучих мышей и других животных. Завод был открыт в октябре, но начать производство электромобилей в Германии в 2021 году так и не удалось.
Банкротство SpaceX?
У SpaceX кризисная ситуация – она не успевает производить двигатели для своей ракеты Starship. Это гигантская ракета-носитель нового поколения, которую SpaceX разработала, чтобы отправлять на Марс и Луну грузы и людей. Ракета уже совершила несколько коротких испытательных полетов, но, чтобы перейти к орбитальным запускам, компания должна нарастить производство двигателей.
Для запуска Starship требуется не менее 39 двигателей. «Мы рискуем стать банкротами, если в следующем году не будем запускать Starship хотя бы раз в две недели», – заявил Маск в начале декабря 2021 года. Он не раскрывает, сколько ракет сейчас производит компания и сколько ей не хватает двигателей. Неизвестно, какова причина задержек в производстве двигателей. Маск часто говорил, что наладить самостоятельное производство компонентов ракеты – один из наиболее сложных процессов. Ситуацию усложнило увольнение инженера Вилли Хелтсли, отвечавшего за разработку двигателей. По словам Маска, работа под руководством Хелтсли шла медленно.
Tesla для Индии
Министерство дорожного транспорта и автодорог Индии одобрило в 2021 году четыре варианта электромобилей Tesla для продажи в стране. Но Tesla попала в тупик. Индийское правительство хочет, чтобы Маск пообещал наладить местное производство электромобилей, прежде чем правительство Индии согласится на таможенные скидки. Без этих уступок импорт автомобилей Маска будет обходиться в неподъемные суммы. Например, Model 3, цена на которую в США стартует от около $44 000, в Индии нужно будет продавать за примерно $80 000, чтобы компания получала прибыль.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.