Во Львове с разницей в несколько месяцев появилось два амбициозных проекта по протезированию. Один – бизнесмена Андрея Ставницера, другой – мэра Андрея Садового. И хотя оба говорят, что они не конкуренты, но амбициям и драматизму в этой гонке проектов позавидуют покорители Антарктиды. В выигрыше окажутся пациенты
Новый номер журнала Forbes
Forbes Ukraine выпустили новый номер журнала. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: список 250 малых и средних компаний, лидерство генерала Залужного, падение миллиардера Жеваго, подробная история Dnipo-M и почти два десятка текстов.
В марте 2022-го Андрей Ставницер, совладелец порта TIS, обедал с Алексеем Башкирцевым, главным врачом клиники Edem Resort. Собеседники обсуждали, какие последствия будет иметь война. Пришли к выводу, что многие военные и гражданские нуждаются в лечении сложных травм.
Есть ли в Украине клиники, которые могут предоставить полный спектр услуг от оперирования до реабилитации, физической и ментальной? «Изучение рынка выявило, что в Украине есть протезирование, но его недостаточно и к новейшим технологиям нет доступа», – вспоминает Ставницер.
Предприниматель увидел проблему и принялся обдумывать решение. Его команда разработала концепт многопрофильного реабилитационного центра. Развертывать центр решили во Львове. «Во-первых, здесь было относительно безопасно, близко к границе – иностранцы могут посетить город, во-вторых, я дружил с мэром Львова Андреем Садовым», – объясняет предприниматель.
2 апреля Ставницер уже сидел в кабинете Садового и рассказывал о своей концепции. «Как сейчас помню, Садовый сказал: «Андрей, я завидую, что эта идея пришла в голову вам, а не мне. Это гениально, мы должны сделать это вместе», – вспоминает Ставницер. Они ударили по рукам и начали работать.
Садовой познакомил Ставницера с молодым гендиректором Первого территориального медицинского объединения Львова (ПТМО) Олегом Самчуком. На базе этой клиники планировалось развернуть проект. Ставницер говорит, что предупреждал: прежде чем презентовать проект в целом, нужно сделать много подготовительной работы – найти экспертизу, основать благотворительный фонд, разработать маркетинговую стратегию и многое другое.
«За три недели после этой встречи я получил приглашение на презентацию проекта Unbroken», – рассказывает Ставницер. Он позвонил по телефону Садовому: выяснилось, что Unbroken и является их общим проектом. Бизнесмен считает, что Садовый решил использовать проект ради собственных политических амбиций и очень поспешил с анонсированием клиники.
Садовый не раскрыл детали встречи и переговоров со Ставницером. Он вспомнил, что в то время к нему приходил с идеями не только Ставницер, но и, к примеру, Виктор Пинчук, открывший центры реабилитации Recovery в Киеве, Днепре, Виннице и Одессе.
Эти идеи также дали Садовому понимание важности темы. «На меня, как на мэра, ложится другая ответственность», – говорит Садовый. По его словам, он подошел к пониманию проблемы глубже и шире. Это должна быть не просто клиника по реабилитации и протезированию, а вообще проект перестройки города, удовлетворяющий потребности людей, пострадавших от войны.
Идея проекта действительно носилась в воздухе. Исполнительный директор ПТМО Марьяна Свирчук с 2020 года занимается реформированием медицины во Львове. В марте 2022-го россияне обстреляли ракетами Яворивский полигон, в медицинское объединение привезли около 100 раненых военных, это был первый жестокий опыт экстренной одновременной работы с военной травмой.
«Мы начали думать, как можем помогать военным сейчас и после их возвращения с фронта, – говорит Свирчук. – Общались с врачами из США, Британии, Канады, Германии. Посетили реабилитационный центр в Великобритании». В конце мая команда медицинского объединения вернулась домой с пониманием: нужно строить реабилитационный центр.
10 июня 2022 года этот проект под названием Unbroken был представлен на форуме доноров во Львове. Ставницера среди его партнеров уже не было, он положил начало собственному – Superhumans, уже без мэра Львова. «Длительные переговоры с Садовым забрали у нас два месяца, мы начали строить [центр] позже, чем хотели», – говорит СЕО проекта Ольга Руднева.
Это редкий случай, когда недоразумения и амбиции (назовем это так) привели к тому, что во Львовской области появились сразу два современных центра протезирования, которые после выхода на запланированную мощность смогут оказать помощь 13 000 военных и гражданских в год.
Оценить спрос на протезирование в Украине пока крайне сложно, ведь статистика о количестве раненых и погибших засекречена. По данным Львовского горсовета, уже 20 000 украинцев нуждаются в протезировании. К сожалению, каждый день их количество растет. «Сегодня на рынке столько пациентов, что ни мы, ни Superhumans, ни какие-либо другие реабилитационные центры не могут закрыть потребности, – говорит Свирчук. – Мы в одной лодке».
Unbroken и Superhumans – похожи, но разные
Оба проекта заявляют о своей уникальности. В чем она, ведь протезирование не является новой проблемой для Украины? С 2014 года разрабатывались программы и появлялись компании, предоставляющие соответствующие услуги.
«Сегодня в Украине действует более 80 объектов, предоставляющих услуги по протезированию. Некоторые развиваются лучше, некоторые хуже. Существует достаточно здоровая конкуренция», – отмечает Антонина Кумко, президент инициативы Protez Hub. По ее мнению, проблема заключается в том, что до сих пор не все понимают: протезированием лечение не завершается. Протез ломается, куксоприемная гильза (часть протеза, куда вставляется конечность. – Forbes) требует модификаций и т.д.
Военнослужащий Никита Бабуркин с такой оценкой не согласен, говорит, что когда в прошлом году искал протезиста для своей травмы, то, по его оценкам, компетентных специалистов было не более пяти и найти информацию было очень трудно. Позже он лечился в Unbroken, а сейчас работает специалистом первого контакта в Superhumans.
Оба львовских центра берутся обеспечить полный цикл работы с травмой в одном месте – лечение, протезирование, реабилитация, психологическая помощь, сервисное обслуживание. «Реабилитация – ключевая история, – говорит Руднева из Superhumans. – Если нет реабилитации, то 60% вероятности того, что человек не будет пользоваться протезом».
Она рассказывает о реальных случаях: у человека изменился вес, но не было возможности уехать за границу и переделать протез, который уже не подходит. Или ветеран неправильно научился пользоваться протезом из YouTube-видео и т.д.
Детища и Садового, и Ставницера используют новые технологии и привлекают международных профессионалов. Оборудование для изготовления протезов – от немецкого Ottobock и исландского Össur.
У Superhumans – эксклюзивный контракт с британским производителем бионичных рук Open Bionics, Unbroken сотрудничает с украинским стартапом «умных» роборук Esper Bionics. Среди экспертов, обучающих украинских врачей, – ведущие протезисты и реабилитологи из США, Германии, Британии и других стран.
И Unbroken, и Superhumans планируют открыть учебные центры и готовить специалистов со всей Украины, чтобы качественная работа с военной травмой была доступна пациентам в регионах. К концу 2023 года на базе Superhumans откроется образовательный центр. В Unbroken уже учат врачей из ПТМО.
Но есть и немало отличий.
Superhumans Center – частная инициатива, Unbroken – государственная. Вторая – масштаб. «Unbroken – это восстановление системы человечности в городе. Для меня это задача №1, которой я уделяю время каждый день», – говорит Садовый. Он хочет перестроить и создать много проектов для людей с протезами: больница, завод по изготовлению протезов, детские школы и садики, спортивные площадки, парки, жилье.
«Во всем мире протезирование является частью лечения в обычной больнице», – добавляет Свирчук. Ее цель – Unbroken должна стать неотъемлемой частью ПТМО. На практике это означает, что пациент, попав в больницу, может получить лечение всех травм, а не только протезирование, реабилитацию или реконструктивную хирургию.
Первое территориальное медицинское объединение Львова – огромная больница на 180 000 кв. м, рассчитанная на пребывание 3000 пациентов одновременно, работает 4000 медработников. «Бренд Unbroken создан, чтобы визуально выделить людей, которые получили ранения во время войны, – говорит Свирчук. – Но мы работаем со всеми потребностями пациента».
Реабилитационный корпус Unbroken занимает отдельное семиэтажное здание. Superhumans – более сфокусированный, это центр протезирования, реконструктивной хирургии, реабилитации и психологической поддержки пострадавших по причине войны взрослых и детей.
«Мы никогда не занимались медицинскими учреждениями, поэтому решили сфокусироваться на конкретных вещах и подтянуть максимально качественную экспертизу и технологии, научить людей», – говорит Ставницер. Амбициозная цель центра – чтобы после лечения пациенты имели лучшие физические показатели, чем до получения травмы, заявляла Руднева на открытии центра 14 апреля.
«Superhumans восстанавливает дух, и если ты военный с травмой, то ты не неудачник, ты победитель и суперчеловек, – говорит основатель юридической компании «Миллер» Маси Найем; в прошлом году он, как военнослужащий, получил тяжелое ранение. – Это то, чего я пытаюсь добиться от государства».
Цена вопроса
Стоимость проекта Superhumans во Львове – $54 млн. Только на реконструкцию первых двух этажей Львовского областного госпиталя имени Юрия Липы в городе Винники в пригороде Львова потратили почти $3 млн. Садовый не называет сумму, необходимую для реализации Unbroken, впрочем лишь на реконструкцию и оснащение корпуса реабилитации в больнице святого Пантелеймона требуется около €11 млн.
Основной источник средств обоих проектов – фандрейзинг. «Мы принципиально не берем государственные средства, – говорит Ставницер. – Не хотим зависеть от государства». Основными донорами являются фонд The Howard G. Buffett Foundation (он предоставил $16 млн), Ричард Брэнсон (основатель корпорации Virgin), пищевая корпорация Cargill, Mastercard и т.д.
Всего у Superhumans – три десятка больших доноров. В настоящее время они собрали более $25 млн. Ставницер и Грушко вложили более $3 млн собственных средств. «Мы фандрейзим одновременно на CapEx и OpEx, – объясняет Ставницер. – Уже собрали на три года работы».
«У нас нет донора, который сразу может выделить $12–16 млн, – говорит Садовый. – Поэтому мы, как большой муравейник. Каждый понемногу приносит и развивает Unbroken». Среди основных доноров мэрского проекта – зарубежные города.
Литовский Вильнюс перечислил €700 000, немецкий Фрайбург – €500 000, польская Варшава – 2 млн злотых. «Также мы ожидаем, что немецкое правительство утвердит передачу нам €10 млн», – рассказывает Садовый. «Нафтогаз» пообещал выделить Unbroken 20 млн грн.
Чтобы повысить доверие доноров, и у Superhumans, и у Unbroken основали именитые наблюдательные советы. На борту Superhumans – первая леди Украины Елена Зеленская и министр здравоохранения Виктор Ляшко.
В Unbroken кроме Садового – ректор Украинского католического университета Богдан Прах, СЕО Львовского IТ Кластера Степан Веселовский, военный капеллан и священник Украинской греко-католической церкви Андрей Зелинский.
Денег даже после завершения строительства потребуется много. Себестоимость протезирования составляет около $15 000, говорит соучредитель Superhumans и член наблюдательного совета TIS Филипп Грушко. Эта оценка состоит из стоимости протеза на одну конечность, $10 000–12 000, и админзатрат и зарплат врачей – $3000–4000.
Оба центра обещают бесплатное лечение всем пациентам. «Все лечение военных, получивших травму во время боевых действий, оплачивает государство, – добавляет Найем. – Если так не работает, то это нарушение». В государственном бюджете выделено более 2,8 млрд грн на вспомогательные средства реабилитации, к которым также относятся протезы.
Какие результаты
Строительство Unbroken началось в июне 2022 года. Параллельно с ремонтом семиэтажного корпуса происходило производство первых протезов в мобильной мастерской протезирования Ottobock, где один протезист снимал мерки и производил куксоприемники. В настоящее время под производство выделен целый этаж, на других этажах – зона психологической реабилитации, комнаты эрготерапии, большой спортзал, бассейн и палаты.
С начала войны ПТМО приняло 13 000 раненых. В протезировании нуждались 400 пациентов. «Мы успели протезировать 120 человек», – говорит Свирчук. Наша цель в год – протезировать 840 и реабилитировать 10 000 пациентов в год с разными видами заболеваний.
Superhumans выглядит скромнее и поныне в активной стадии строительства. После выхода из Unbroken команда Ставницера в течение нескольких месяцев искала новое помещение, в августе договорилась с Львовским областным госпиталем ветеранов и в январе 2023 начала активную реконструкцию.
Через три месяца клиника официально открылась. «Они строили так быстро, как в фильме «Астерикс и Обеликс». Я не верил, что успеют. Успели», – шутит Найем. К моменту презентации, 14 апреля, из девяти этажей готовы были два, где разместились лаборатория протезирования, кабинеты физической и психологической реабилитации, бассейн и удобный пандус с подогревом. В настоящее время частный центр протезировал 25 человек, в письме ожидания – 337.
После завершения строительства Superhumans займет площадь более 9000 кв. м. Там будут работать 120 врачей, которые будут обслуживать 3000 пациентов в год. Уже в июле намерены протезировать 50 пациентов. «Несмотря на войну, Украина может превратиться в уникальный центр с инфраструктурой, технологиями, экспертизой, – говорит Ставницер, который хочет открыть подобные центры в Харькове, Полтаве, Виннице, Днепре и Ровно. – Этот проект – самое важное, что я делал в жизни».
Попасть на лечение легко, уверяют руководители проектов. В Unbroken говорят, что нужно позвонить по телефону или написать на электронную почту и описать проблему. Чтобы попасть в Superhumans, надо заполнить анкету на сайте, добавить медицинские документы. «Бывают случаи, когда наши специалисты перенаправляют человека в другие учреждения, поскольку для протезирования необходимы другие процедуры», – говорит Ставницер.
«Нет и речи о конкуренции между центрами. Каждый выбирает максимально корректный путь, как оказывать помощь», – говорит Никита Бабуркин.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.