Лукаш Пекарський (зліва) і Адам Пьотровський, Vigo Photonics /vigophotonics.com
Категория
Компании
Дата

Vigo – старейшая технологическая компания Польши, продававшая свои детекторы даже для марсоходов NASA. Почему, несмотря на инновационность, она никак не может масштабироваться

5 хв читання

Лукаш Пекарский (слева) и Адам Петровский, Vigo Photonics. Фото обработано и дополнено с помощью ИИ (искусственного интеллекта) Photoshop Beta Фото vigophotonics.com

Инфракрасные сенсоры польской Vigo Photonics еще 30 лет назад начали покорять рынок. Даже NASA покупало их для марсоходов. Но компания так и не смогла масштабироваться. Поэтому Адам Петровский, физик и президент Vigo, хочет построить завод инфракрасных микрочипов, которые совершат революцию. Об успехах, неудачах и потенциале старейшей технологической компании Польши пишет Forbes Polska

За 12 років консалтингова компанія Franchise Group створила 600+ франшиз. Як масштабувати бізнес за допомогою франшизи в часи турбулентності? Отримайте інсайти і стратегії на Форумі підприємців від власниці та СЕО Franchise Group Мирослави Козачук. Купуйте квиток за посиланням.

Согласно сообщению CNN, знаменитые ракеты HIMARS теряют свою эффективность в Украине, поскольку в последнее время россияне начали глушить GPS-сигнал. Нет GPS – нет точности.

Адам Петровский – президент польской Vigo Photonics, надеется решить эту проблему. Его компания является крупнейшим производителем высокоточных инфракрасных детекторов в Европе, которые могут использоваться в производстве систем наведения ракет.

«Благодаря инфракрасному излучению ракета «видит» цель и уничтожает ее без причинения случайного ущерба», – рассказывает Петровский.

Vigo считают одной из самых инновационных компаний. Ее детекторы и системы обнаружения имеют широкий спектр применения: от систем наведения оружия до мониторинга концентрации загрязнения и контроля скорости на скоростных путях. Однако вот уже несколько лет компании не удается масштабировать свой бизнес, а продажи застряли на уровне 60–70 млн злотых. Но скоро все может измениться.

«Война в Украине изменила подход к инвестициям в современное оружие. Лишь несколько лет назад некоторые инвесторы поворачивались к нам спиной, когда мы начинали говорить о заказах для армии. Сегодня мы имеем дело с новым открытием рынка», – рассказывает Лукаш Пекарский, член совета директоров Vigo.

Это не единственный тренд, который может пойти на пользу компании. Второй – желание Европы стать независимой в вопросе производства полупроводников.

Несколько лет Vigo пыталась покорить еще не существующий рынок. Речь идет об инфракрасных микрочипах, которые можно использовать в повседневных вещах, как-то: смартфоны, фитнес-трекеры, холодильники, машины, и которые будут собирать ранее недоступную информацию.

В июне компания получила зеленый свет от Европейской комиссии по разработке нового вида чипов. Благодаря этому Vigo может получить финансирование своего проекта производства инфракрасных полупроводников, оцениваемого в 1,2 млрд злотых и включающего в себя открытие завода по производству чипов в Польше.

Коммунизм и NASA

Vigo – старейшая технологическая компания Польши. Еще в 1969 году Юзеф Петровский, физик и отец Адама, начал работать над созданием полупроводника, который мог бы выявить химический состав плазмы в ядерных реакторах.

«Проблема в том, что из-за очень высокой температуры в реактор невозможно поместить обычные сенсоры. Моему отцу и его команде удалось добиться желаемого благодаря инфракрасным детекторам. Чтобы коммерциализировать идею, он и основал технологическую компанию в 1987-м вместе с двумя своими аспирантами», – рассказывает Адам.

Качество инновационной разработки доказал первый клиент компании в лаборатории Лос-Аламос, США. Там была разработана первая атомная бомба за 42 года до того, но самое интересное то, что американского клиента совершенно не волновало коммунистическое происхождение компании.

Сначала клиентами компании были западные центры исследований, а затем стали появляться коммерческие. В 2012-м NASA даже отказалось от принципа заказов исключительно у американских поставщиков, чтобы купить детекторы для марсоходов у польской компании.

80-летний профессор Юзеф Петровский все еще работает в Vigo и приезжает на работу каждый день на велосипеде, преодолевая 12 км. Или может работать дистанционно из Тенерифе, Испания.  

Медленные продажи мешают бизнесу

Хотя Vigo за время своего существования поработала почти с тысячей клиентов, долгое время она оставалась нишевой компанией. Восемь лет тому назад Vigo вышла на биржу. Для этого был разработан амбициозный инвестиционный план, согласно которому производственная мощность должна была вырасти до 10 раз.

Но продажи шли медленно. В 2020-м ожидалось, что компания покажет выручку в 80 млн злотых, но в прошлом году она достигла лишь 67 млн злотых продаж.

По мнению Марцина Вуйцика из инвестиционной фирмы 89th Avenue Fund No 1, Vigo поставила на первое место разработку продукта, но не учла необходимость уделить внимание развитию продаж. Это особенно хорошо видно на американском рынке, где компания работает с одним-единственным дистрибьютором с 1980-х.

«Многие компании с предосторожностью относятся к расширению команды продаж, потому что боятся потратить много денег. Но в случае Vigo речь идет не просто о продажах, а о создании рынка для нее и донесении до клиентов возможностей ее технологий», – объясняет Лукаш Хеяк из инвестиционной фирмы Investors TFI.

Видеоролик о производстве Vigo Photonics

«Мы слишком долго полагались на нашего американского дистрибьютора, – признает Пекарский. – Такая стратегия работала, когда мы занимались исследованием и разработкой технологий. Но сейчас, когда нам нужно массово продавать наши продукты для промышленных или военных клиентов, она не подходит. Именно поэтому мы развиваем свою команду продаж во Флориде, США».

Флорида была выбрана не случайно, ведь этот штат является производственным хабом для военных сенсорных систем.

«Мы разрабатываем не только системы управления, но и системы наблюдения за полем боя. У нас есть новый продукт – инфракрасные матрицы, которые способны помогать с обнаружением движения танка в нескольких километрах ночью», – объясняет Адам Петровский.

Насколько эффективны такие матрицы? Во время тестирования компания смогла обнаружить человека, курившего на балконе многоквартирного дома, находящегося в 3,5 км от штаб-квартиры Vigo (прямо по курсу).

В начале сентября Vigo подписала письмо о намерениях с PCO, производителем оптоэлектронных устройств, договорившись о дальнейшем использовании матриц в массовом производстве.

По словам инвесторов, военные контракты могут помочь Vigo развить ее главный рынок инфракрасных чипов. Но компания также разрабатывает и инфракрасные системы для автомобилей и смарт-часов.

Лукаш Пекарский (слева) и Адам Петровский, Vigo Photonics /vigophotonics.com

Лукаш Пекарский (слева) и Адам Петровский, Vigo Photonics Фото vigophotonics.com

Собирать данные по-новому

На сегодняшний день электронные устройства собирают данные с помощью видимого света или коротких инфракрасных лучей. Использование инфракрасных лучей средней длины – это революция.

«Мы можем использовать их для того, чтобы собирать информацию об уровне глюкозы в крови или свежести каждого продукта в холодильнике», – объясняет Пекарский.

«У нас есть эта технология, и мы знаем, что это возможно. Теперь нам нужно уменьшить эти инфракрасные детекторы настолько, чтобы их можно было разместить на микрочип вместе с другими деталями, необходимыми для анализа собранных данных», – добавляет президент Vigo.

Проблем со спросом на инфракрасные микрочипы не должно быть, ведь производители всевозможных потребительских устройств все время соревнуются между собой за функциональность их гаджетов.

Да и возможность того, что на территории ЕС появится еще один мощный игрок отрасли производства полупроводников, отвечает новой политике блока по укреплению этой сферы и преодолению зависимости от Азии. Vigo уже получила рекордные €103 млн инвестиций от Еврокомиссии.

«Vigo доказала свою функциональность многократно, подписывая все большие контракты с мировыми игроками, такими как Caterpillar и Safran. Теперь ей нужно масштабировать этот бизнес», – считает Лукаш Хеяк из Investors TFI.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине