Amazon контролирует более половины книжного рынка США, поэтому физическим книжным магазинам очень тяжело выживать. Но нашёлся человек, который бросил вызов гиганту онлайн-торговли и добился в этом успеха. История стартапа Bookshop.org от Wired. Forbes пересказывает главное
«Что если бы онлайн-торговля стала поддержкой для независимых книжных магазинов, а не угрожала их существованию?». Именно этот вопрос подтолкнул Энди Гантера к созданию сайта Bookshop.org, успешного стартапа, занимающегося продажей книг.
Американская ассоциация продавцов книг положила начало программе IndieBound, которая давала блогерам и журналистам возможность в своих обзорах давать ссылки на независимые книжные магазины, а не Amazon. Но большого успеха программа не имела.
Гантер предложил ассоциации развить IndieBound так, чтобы упростить логистику покупки в независимых книжных магазинах и интегрировать программу в соцсети.
Тогдашний гендиректор ассоциации Орен Тайхер сказал, что они не намерены расширять IndieBound, но идея ему понравилась. Он сказал, что если Гантер захочет создать собственную усовершенствованную версию программы, то ассоциация может вложить немного денег.
Даже несмотря на то, что Гантер уже был занят управлением собственным издательством Catapult, он загорелся желанием создать платформу, которая объединяла бы независимые книжные магазины и давала им возможность продавать онлайн.
Первые два года работы платформы превзошли все ожидания основателя и показали, насколько эта модель может быть полезна малому бизнесу.
Независимые книжные магазины
Проблема независимых книжных магазинов заключается в том, что у них нет возможности заниматься собственными онлайн-магазинами в дополнение к физическим, ведь их неамазоновские бюджеты не потянут логистические расходы. Плюс некоторые из них не заинтересованы в собственных онлайн-магазинах, потому что предпочитают аутентичный опыт, который предлагают физические книжные магазины.
Bookshop предлагает другой вариант. Владельцу небольшого книжного магазина нужно всего несколько минут на то, чтобы создать аккаунт и витрину своего магазина на сайте, перечислить книги, которые он или она хочет продать, и по желанию организовать виртуальные полки в соответствии со стратегией магазина.
Далее владельцу магазина не нужно самостоятельно закупать указанные на сайте книги и выполнять заказы – за них это сделает Ingram, оптовик и партнер Bookshop. Магазину идет 30% от каждой книги, которую купили через его витрину на сайте Bookshop. (Блогеры, писатели, инфлюэнсеры и другие люди без физических книжных магазинов тоже могут завести собственные аккаунты на Bookshop и получать 10% от проданной через них книги.)
Сам сайт Bookshop тоже продает книги, и на этом могут зарабатывать физические книжные магазины, если присоединятся к программе распределения дохода. Компания отдает в данную программу 10% своих продаж.
Технически Bookshop не нужны физические магазины для того, чтобы работать, но тогда компания не отличалась бы от Barnes & Noble или Amazon. Но, по словам Гантера, его основная цель заключалась в том, чтобы не дать исчезнуть маленьким, уютным книжным магазинам, вытесняемым Amazon.
С чего начался Bookshop
Перед тем как запустить Bookshop, Гантеру нужно было привлечь финансирование. Он занялся агрессивным питчингом и насобирал стартовую сумму. Сначала в компании было четыре сотрудника: Гантер, занявшийся логистическими деталями запуска сайта онлайн-торговли, отвечавший за административные вопросы Дэвид Роуз и еще двое сотрудников, принявшихся за присутствие сайта в соцсетях и связи с книжными магазинами.
По словам Роуза, команда Bookshop чувствовала себя «чудаками, которые гонятся за несбыточной мечтой». Все шутили о том, на сколько нас хватит, вспоминает Роуз, ведь идти против Amazon казалось глупой затеей.
Даже инвесторы не слишком надеялись на прибыльность этого проекта, хоть и считали его благородным. И все же Гантеру удалось привлечь нужные инвестиции, убедить присоединиться около 200 книжных магазинов и заключить соглашение с Ingram, книжным оптовиком, взявшимся доставлять заказ.
Сайт заработал 28 января 2020 года. Гантер верил в проект, хотя был сдержан в своих прогнозах успеха. Он предполагал, что они смогут заработать около миллиона долларов.
Работу в издательстве он не покидал.
Чудо пандемии
Далее началась пандемия, ставшая удачей для Bookshop. Книжные магазины, которые зависели от физических посетителей, оказались под угрозой массового вымирания, поэтому Bookshop оказался спасительным кругом для них.
Магазинам просто нужно было создать собственные витрины на Bookshop, а компания позаботится обо всем остальном, включая исполнение заказов и уплату налогов. Поддержка Американской ассоциации продавцов книг новой компании способствовала доверию владельцев книжных магазинов.
У Bookshop не было рекламного бюджета, но Гантер нанял публицистку и она начала активно продвигать антиамазоновскую стратегию. Закрытые в четырех стенах из-за карантина люди хотели помочь местным бизнесам, поэтому Bookshop дал им такую возможность. Это имело ошеломляющие результаты.
Отметку в миллион долларов они пересекли за четыре месяца. В феврале они продали книг на $50 000, но к концу марта ежедневные продажи составляли около $75 000, а 31-го был рекорд – $102 000.
Небольшой команде Гантера приходилось работать по 18-20 часов в сутки, чтобы отвечать на запросы клиентов и следить за исполнением заказов. Дело было новое, поэтому нельзя было испортить репутацию проблемами с заказами.
Летом Bookshop еще больше разросся и достиг на сегодняшний день рекордных для себя продаж за день – $900 000.
Каждые шесть месяцев Bookshop равномерно распределяет 10% своих продаж между счетами каждого книжного магазина, который присоединился к соответствующей программе. Владелец одного книжного магазина в Южной Каролине рассказала, что доля, которую она получила, удивила ее, но подоспела именно вовремя. Тем более $19 000 позволили ей переехать из старого помещения в новое и не залезть в долги.
Когда в 2020 году США охватило движение за расовую справедливость, Bookshop способствовал продвижению магазинов темнокожих владельцев и антирасистской литературы, что помогало читателям, которые хотели поддержать бизнес темнокожих. Одна темнокожая владелица магазина в Чикаго рассказала, что в этом году ее магазин через Bookshop заработал $2 млн.
Однако даже выигравшие от работы Bookshop и сам Гантер не считают, что это лучший способ продавать книги как для самих книжных магазинов, так и для экономики и местных общин.
Гантер говорит, что лучший способ – когда покупатели заходят в физический магазин и покупают книгу.
Второй лучший способ по мнению Гантера – это покупки в собственных онлайн-магазинах каждого отдельного магазина, если таковые есть. Но именно третий лучший способ, использование его Bookshop, сейчас работает и приносит результаты в мире, в котором все привыкли давить «Купить» на Amazon.
Преодолеть Amazon, голиафа книжного бизнеса
По данным исследовательской фирмы Codex-Group, Amazon контролирует более половины американского книжного рынка. Ежегодно компания Джеффа Безоса реализует новые книги на $4–5 млрд. Гантер рассказал, что Bookshop продает примерно 1% рыночной доли Amazon.
Но Гантер не собирается останавливаться. Приблизительно 2200 магазинов в США и Великобритании принимают участие в программе распределения дохода Bookshop. Однажды Гантер хочет использовать модель Bookshop для помощи малому бизнесу, создав схожие платформы для хозяйственных магазинов или магазинов игрушек. Он хочет стать магазином всего, который не конкурирует с малым бизнесом, а бережет его.
Пока это большая мечта, а вот расширение Bookshop продолжается. Чтобы создать конкуренцию Audible и помочь книжным магазинам предлагать другой формат чтения, Гантер заключил соглашение с Libro.fm, стартапом, продающим аудиокниги. Теперь клиентам Bookshop предлагают покупать аудиокниги на Libro.fm.
В прошлом году Гантер занялся и электронными книгами. На этот проект он собрал более $2,3 млн инвестиций.
Е-книги от Bookshop можно будет читать в браузере или в приложении, которое будет доступно для девайсов Apple и на Android. Гантер надеется, что пользователи будут чаще покупать е-книги через браузер, а не приложение для Apple, ведь «яблочный» гигант взимает 30% комиссий за покупки, сделанные через его магазин приложений.
Гантер рассчитывает на то, что текущая пользовательская база поможет развить новые направления деятельности стартапа.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.