«Независимые создатели контента» на разных платформах, таких как YouTube и TikTok, создают все большую конкуренцию традиционным кино- и телеиндустрии. Теперь, когда актеры и сценаристы Голливуда бастуют из-за несправедливых зарплат, у этой сферы будет еще больший толчок к росту. The Washington Post разбирался с тенденциями экономики создателей цифрового контента. Forbes выбрал главное из материала.
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
Десятки тысяч актеров и сценаристов участвовали в первой за последние 63 года совместной забастовке в Голливуде, чтобы побороться с киностудиями и стриминговыми платформами за свои права.
Онлайн-креаторы когда-то воспринимали соцсети как способ пробиться на теле- или киноэкраны. Но теперь они столько зарабатывают на спонсорском контенте, мерчах или месячных подписках, что традиционная сфера развлечений с непостоянными зарплатами и снижением популярности постепенно теряет свою привлекательность.
Граница между двумя категориями знаменитостей теперь как никогда тонка, и они могут помочь друг другу.
Перемены в сфере развлечений
Рынок независимых создателей контента, вероятно, вырастет вдвое с $250 млрд в течение следующих пяти лет, по данным Goldman Sachs. Рекламодатели, зрители и платформы все больше готовы раскошеливаться на развлечения онлайн. В США стриминговые сервисы имеют больше зрителей, чем кабельные и аналоговые каналы, согласно данным исследователя индустрии Nielsen. На стриминг приходится более 37% использования телевизоров в стране.
В прошлом месяце самой популярной платформой потокового контента был не Netflix или Hulu, а YouTube. В прошлом году более 75% американских подростков сказали, что каждый день смотрели видеоплатформу, принадлежащую Google.
Платформы от TikTok до Twitch предлагают бесплатные инструменты для обработки видео. Это позволяет их пользователям с разным достатком попробовать себя в качестве создателей контента и сразиться за маркетинговые сделки на сотни тысяч или миллионы долларов.
Если студии из-за забастовки актеров и сценаристов не будут работать еще несколько месяцев, это может подтолкнуть их обратиться к онлайн-креаторам. Это настолько реальная угроза для забастовки, что забастовщики и фанаты начали стыдить создателей, рассматривающих возможность сотрудничества со студиями.
Но многие в индустрии считают, что забастовка скорее привлечет традиционных деятелей индустрии развлечений стать креаторами и с помощью соцсетей собирать финансирование на независимые проекты, обеспечивать более надежное право собственности на их продукт и прибыль. Некоторые уже ощутили силу соцсетей во время пандемии, заморозившей работу Голливуда. Актер Пол Шир совместно с комиком Робертом Гьюбелом активно начали стримить видео с шутками и комедийными сценками на своем канале в Twitch.
Успех этой проделки был настолько значительным, что им удалось снять довольно популярное двухсерийное шоу «Звездная гаражная распродажа» и подписать спонсорское соглашение с Hyundai. «Более миллиона человек смотрели нас ежедневно по два часа. Таким телевидение сейчас не всегда может похвастаться, – отмечает WP Шир. – Хотя индустрия оказалась на паузе, мы можем не останавливаться и делать свой контент».
Актриса Сара Прибис, работающая в киноиндустрии 15 лет, рассказывает, что в последние полгода она как творец онлайн-контента зарабатывает больше, чем актриса. «Мои коллеги идут в онлайн, хотя раньше этим не занимались, и понимают силу этого шага, – отмечает она. – Они осознают возможность иметь свой голос и монетизировать его для себя».
TikTok и YouTube в качестве альтернативы
Еще 10 лет назад Голливуд воспринимал онлайн-создателей как небольшое ответвление на стороне, а попытка интегрировать «цифровые таланты» в традиционные шоу или сериалы закончилась провалом. Поэтому эти две категории сферы развлечений существовали некоторое время параллельно.
Пандемия изменила вкусы зрителей, и онлайн-креаторы стали более влиятельными. Этого не могли не заметить в Голливуде. Теперь для студий обычное дело наращивать хайп вокруг своих фильмов или сериалов, сотрудничая с создателями цифрового контента. Американский кабельный телевизионный канал HBO, например, заказал подкаст для продвижения сериалов «Наследники» и «Игра престолов».
В 2020-м акционеры Netflix отметили, что «потрясающий» рост TikTok демонстрирует «вездесущность интернет-развлечений», что подтолкнуло компанию подписать многомиллионное соглашение с популярным тиктокером Эддисон Рэй.
Профсоюз актеров США SAG-AFTRA позволил создателям вступать в него с 2021-го по «инфлюэнсерскому соглашению». Профсоюз сказал своим креаторам отказываться от рекламы или соглашений с компаниями, против которых организована забастовка.
SAG-AFTRA ведет переговоры о более выгодных условиях для ее членов из Alliance of Motion Picture and Television Producers, профессиональной ассоциации, в которую входят более 350 компаний индустрии развлечений, среди которых Amazon.
Сидни Раскинд, у которого 4 млн подписчиков в TikTok, призвал инфлюэнсеров присоединяться к SAG-AFTRA, как это сделал он. Кроме медицинского страхования и пенсионного плана, вступление в профсоюз поможет «легитимизировать эту профессию» на новом уровне, считает креатор. «Мы – продюсеры, актеры, редакторы, мы делаем все, – отметил Sidneyraz в интервью. – Это отличная возможность для интернет-инфлюэнсеров быть частью чего-то большего и лучшего».
Голливуд и цифровые креаторы предлагают разный контент: первый полагается на длинные и «вылизанные» истории, второй – на яркие, изобретательные и кроткие форматы. То, что видео в интернете быстрые, бесплатные и легкодоступные, очень привлекает молодежь, за внимание которой давно борется традиционная индустрия развлечений. Применение Qustodio, помогающее родителям контролировать экранное время, сообщило, что в прошлом году дети в среднем проводили два часа в TikTok и еще час в YouTube.
Цифровые создатели, как правило, работают над контентом сами или в небольших командах, а их финансирование непостоянно и поступает от рекламных сделок, зрителей или платформ. Многие не могут непрерывно создавать контент из-за нехватки средств и необходимости обеспечивать себя другими способами, а компании, с которыми они сотрудничают, считают их подрядчиками и не предоставляют соцпакет.
Необходимость постоянно создавать контент и стресс приводят к выгоранию креаторов, а большие деньги получают относительно немного очень успешных создателей из-за соглашений с компаниями или подписки на платформах типа Patreon и OnlyFans.
Потенциальные последствия забастовки
Последняя забастовка в Голливуде такого масштаба прошла в 1960-х. Тогда президент профсоюза SAG Рональд Рейган смог договориться о соглашении, при котором актеры получали выплаты за показы фильмов с ними на малых экранах.
А забастовка в 2008-м привела к подъему некогда нишевого жанра реалити-шоу. Когда профессиональных актеров заменили реальные люди, это, вероятно заложило, основу для появления сегодняшних инфлюэнсеров, которые показывают, что в популярности они могут посоревноваться с мейнстримными звездами.
Пока неизвестно, как изменятся потребительские привычки зрителей, ведь принцип работы стриминговых платформ отличается от линейной модели, которой пользуются на американском телевидении.
Да и забастовка не означает полное отсутствие контента. У стриминговых платформ еще много новых фильмов и сериалов, которые не были выпущены, к тому же можно устроить продвижение старых проектов. Кроме того, съемки за границей, например «Игры в кальмара» или «Дома драконов», не прекратятся из-за американской забастовки.
Хотя из-за долгой забастовки или скуки зрители могут больше внимания уделять цифровому контенту, голливудский адвокат Джонатан Гендель считает, что рано еще хоронить телевидение и традиционную киноиндустрию.
Он думает, что экономика создателей не вытеснит голливудскую, а скорее даст толчок к новой эре успешного сотрудничества, примером которой является хитовая игра «Последний из нас», которую HBO превратила в мегапопулярный сериал.
Главный переговорщик SAG-AFTRA Дункан Крабтри-Айрленд сказал, что профсоюз не считает Голливуд и сообщество создателей цифрового контента очень разными. Он ожидает, что расстояние, которое есть между ними, будет постепенно сокращаться.
«Потребляют люди контент в традиционных формах или в новых форматах, главным остается уникальный элемент – человеческое творчество. Каждый деятель этой сферы делает что-то уникальное, и неважно, как это распространяется, в YouTube, TikTok, Reels или в кинотеатрах».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.