Страйк акторів і сценаристів /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

Рынок ютуберов и тиктокеров достиг $250 млрд, а через пять лет вырастет вдвое. Как этому способствует самая масштабная за последние 63 года забастовка актеров и сценаристов Голливуда. Разбирался WP

5 хв читання

Забастовка актеров, сценаристов и других деятелей индустрии развлечений США у офиса Netflix в Нью-Йорке, 17 июля 2023 года. Фото Getty Images

«Независимые создатели контента» на разных платформах, таких как YouTube и TikTok, создают все большую конкуренцию традиционным кино- и телеиндустрии. Теперь, когда актеры и сценаристы Голливуда бастуют из-за несправедливых зарплат, у этой сферы будет еще больший толчок к росту. The Washington Post разбирался с тенденциями экономики создателей цифрового контента. Forbes выбрал главное из материала.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Десятки тысяч актеров и сценаристов участвовали в первой за последние 63 года совместной забастовке в Голливуде, чтобы побороться с киностудиями и стриминговыми платформами за свои права.

Онлайн-креаторы когда-то воспринимали соцсети как способ пробиться на теле- или киноэкраны. Но теперь они столько зарабатывают на спонсорском контенте, мерчах или месячных подписках, что традиционная сфера развлечений с непостоянными зарплатами и снижением популярности постепенно теряет свою привлекательность.

Граница между двумя категориями знаменитостей теперь как никогда тонка, и они могут помочь друг другу.

Перемены в сфере развлечений

Рынок независимых создателей контента, вероятно, вырастет вдвое с $250 млрд в течение следующих пяти лет, по данным Goldman Sachs. Рекламодатели, зрители и платформы все больше готовы раскошеливаться на развлечения онлайн. В США стриминговые сервисы имеют больше зрителей, чем кабельные и аналоговые каналы, согласно данным исследователя индустрии Nielsen. На стриминг приходится более 37% использования телевизоров в стране.

В прошлом месяце самой популярной платформой потокового контента был не Netflix или Hulu, а YouTube. В прошлом году более 75% американских подростков сказали, что каждый день смотрели видеоплатформу, принадлежащую Google.

Платформы от TikTok до Twitch предлагают бесплатные инструменты для обработки видео. Это позволяет их пользователям с разным достатком попробовать себя в качестве создателей контента и сразиться за маркетинговые сделки на сотни тысяч или миллионы долларов.

Если студии из-за забастовки актеров и сценаристов не будут работать еще несколько месяцев, это может подтолкнуть их обратиться к онлайн-креаторам. Это настолько реальная угроза для забастовки, что забастовщики и фанаты начали стыдить создателей, рассматривающих возможность сотрудничества со студиями.

Но многие в индустрии считают, что забастовка скорее привлечет традиционных деятелей индустрии развлечений стать креаторами и с помощью соцсетей собирать финансирование на независимые проекты, обеспечивать более надежное право собственности на их продукт и прибыль. Некоторые уже ощутили силу соцсетей во время пандемии, заморозившей работу Голливуда. Актер Пол Шир совместно с комиком Робертом Гьюбелом активно начали стримить видео с шутками и комедийными сценками на своем канале в Twitch.

Успех этой проделки был настолько значительным, что им удалось снять довольно популярное двухсерийное шоу «Звездная гаражная распродажа» и подписать спонсорское соглашение с Hyundai. «Более миллиона человек смотрели нас ежедневно по два часа. Таким телевидение сейчас не всегда может похвастаться, – отмечает WP Шир. – Хотя индустрия оказалась на паузе, мы можем не останавливаться и делать свой контент».

Актриса Сара Прибис, работающая в киноиндустрии 15 лет, рассказывает, что в последние полгода она как творец онлайн-контента зарабатывает больше, чем актриса. «Мои коллеги идут в онлайн, хотя раньше этим не занимались, и понимают силу этого шага, – отмечает она. – Они осознают возможность иметь свой голос и монетизировать его для себя».

Синтия Никсон на забастовке актеров и сценаристов в 2023 году. /Getty Images

Синтия Никсон присоединилась к профсоюзу SAG-AFTRA возле офисов Netflix and Warner Bros в Нью-Йорке 21 июля 2023 года. Фото Getty Images

TikTok и YouTube в качестве альтернативы

Еще 10 лет назад Голливуд воспринимал онлайн-создателей как небольшое ответвление на стороне, а попытка интегрировать «цифровые таланты» в традиционные шоу или сериалы закончилась провалом. Поэтому эти две категории сферы развлечений существовали некоторое время параллельно.

Пандемия изменила вкусы зрителей, и онлайн-креаторы стали более влиятельными. Этого не могли не заметить в Голливуде. Теперь для студий обычное дело наращивать хайп вокруг своих фильмов или сериалов, сотрудничая с создателями цифрового контента. Американский кабельный телевизионный канал HBO, например, заказал подкаст для продвижения сериалов «Наследники» и «Игра престолов».

В 2020-м акционеры Netflix отметили, что «потрясающий» рост TikTok демонстрирует «вездесущность интернет-развлечений», что подтолкнуло компанию подписать многомиллионное соглашение с популярным тиктокером Эддисон Рэй.

Профсоюз актеров США SAG-AFTRA позволил создателям вступать в него с 2021-го по «инфлюэнсерскому соглашению». Профсоюз сказал своим креаторам отказываться от рекламы или соглашений с компаниями, против которых организована забастовка.

SAG-AFTRA ведет переговоры о более выгодных условиях для ее членов из Alliance of Motion Picture and Television Producers, профессиональной ассоциации, в которую входят более 350 компаний индустрии развлечений, среди которых Amazon.

Сидни Раскинд, у которого 4 млн подписчиков в TikTok, призвал инфлюэнсеров присоединяться к SAG-AFTRA, как это сделал он. Кроме медицинского страхования и пенсионного плана, вступление в профсоюз поможет «легитимизировать эту профессию» на новом уровне, считает креатор. «Мы – продюсеры, актеры, редакторы, мы делаем все, – отметил Sidneyraz в интервью. – Это отличная возможность для интернет-инфлюэнсеров быть частью чего-то большего и лучшего».

Голливуд и цифровые креаторы предлагают разный контент: первый полагается на длинные и «вылизанные» истории, второй – на яркие, изобретательные и кроткие форматы. То, что видео в интернете быстрые, бесплатные и легкодоступные, очень привлекает молодежь, за внимание которой давно борется традиционная индустрия развлечений. Применение Qustodio, помогающее родителям контролировать экранное время, сообщило, что в прошлом году дети в среднем проводили два часа в TikTok и еще час в YouTube.

Цифровые создатели, как правило, работают над контентом сами или в небольших командах, а их финансирование непостоянно и поступает от рекламных сделок, зрителей или платформ. Многие не могут непрерывно создавать контент из-за нехватки средств и необходимости обеспечивать себя другими способами, а компании, с которыми они сотрудничают, считают их подрядчиками и не предоставляют соцпакет.

Необходимость постоянно создавать контент и стресс приводят к выгоранию креаторов, а большие деньги получают относительно немного очень успешных создателей из-за соглашений с компаниями или подписки на платформах типа Patreon и OnlyFans.

Пикет профсоюза США возле офиса Netflix. /Getty Images

Два члена профсоюза SAG-AFTRA пикетируют возле офиса Netflix в Лос-Анджелесе 17 июля 2023 года. Фото Getty Images

Потенциальные последствия забастовки

Последняя забастовка в Голливуде такого масштаба прошла в 1960-х. Тогда президент профсоюза SAG Рональд Рейган смог договориться о соглашении, при котором актеры получали выплаты за показы фильмов с ними на малых экранах.

А забастовка в 2008-м привела к подъему некогда нишевого жанра реалити-шоу. Когда профессиональных актеров заменили реальные люди, это, вероятно заложило, основу для появления сегодняшних инфлюэнсеров, которые показывают, что в популярности они могут посоревноваться с мейнстримными звездами.

Пока неизвестно, как изменятся потребительские привычки зрителей, ведь принцип работы стриминговых платформ отличается от линейной модели, которой пользуются на американском телевидении.

Да и забастовка не означает полное отсутствие контента. У стриминговых платформ еще много новых фильмов и сериалов, которые не были выпущены, к тому же можно устроить продвижение старых проектов. Кроме того, съемки за границей, например «Игры в кальмара» или «Дома драконов», не прекратятся из-за американской забастовки.

Хотя из-за долгой забастовки или скуки зрители могут больше внимания уделять цифровому контенту, голливудский адвокат Джонатан Гендель считает, что рано еще хоронить телевидение и традиционную киноиндустрию.

Он думает, что экономика создателей не вытеснит голливудскую, а скорее даст толчок к новой эре успешного сотрудничества, примером которой является хитовая игра «Последний из нас», которую HBO превратила в мегапопулярный сериал.

Главный переговорщик SAG-AFTRA Дункан Крабтри-Айрленд сказал, что профсоюз не считает Голливуд и сообщество создателей цифрового контента очень разными. Он ожидает, что расстояние, которое есть между ними, будет постепенно сокращаться.

«Потребляют люди контент в традиционных формах или в новых форматах, главным остается уникальный элемент – человеческое творчество. Каждый деятель этой сферы делает что-то уникальное, и неважно, как это распространяется, в YouTube, TikTok, Reels или в кинотеатрах».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд