В 2022 году рынок онлайн-торговли перестраивался и адаптировался после падения, в 2023-м – отыгрывал свои позиции, которые имел до полномасштабного вторжения. Многим игрокам это удалось, но не всем. Категория продуктов и алкоголя – прорыв в онлайне в 2023 году. Электроника – лидер по восстановлению доходной части, свидетельствуют результаты исследования рынка агентства Promodo.
Ключевые факты
- «Если в 2022 году игроки со всех ниш не рисковали вкладывать рекламные бюджеты на уровне с 2021-м, то в прошлом году это стало необходимостью», – рассказывает руководитель отдела исследований и стратегии Promodo Юлия Яценко.
- Лидером динамичного развития онлайн стала категория продуктов и алкоголя. По уровню дохода в долларах рост составил в среднем 65%, если сравнивать с показателями 2021-го. В гривне показатели еще больше: +85%. Но следует учесть, что активно переходить в онлайн нишевые ритейлеры начали еще с 2022-го и росли постепенно.
- «Категория разогналась. Прогнозируем, что в 2024 году количество игроков в этой нише будет расти. Соответственно будет расти и стоимость клика, которая в прошлом году была меньше на 56% показателей 2021-го», – рассказывает Яценко.
- Средний чек в долларах, по сравнению с 2021 годом, просел на 10%. Это показывает, что пришедшие или перешедшие в онлайн покупатели выбирают более дешевую корзину или заказывают часто и на небольшой чек.
- Превзошла показатели 2021-го и ниша электроники. В 2023 году доход в гривне вырос на 17%, в долларах – на 2%. Рост в этой категории начался с третьего квартала.
- Однако в ноябре, в период «черной пятницы», доход в долларах был на 7% ниже, чем в 2021-м. Категория зоотоваров ощутимо выросла в онлайне еще в 2022 году и сохранила динамику роста в 2023-м. А вот категория одежды и обуви еще не достигла показателей 2021-го, однако динамично развивается.
- Падает из года в год категория детских товаров и, по прогнозу Яценко, в ближайшей перспективе расти не будет. Доход игроков из этой ниши в 2023 году просел в долларах на 41%, в гривне – на 27%. Ниша начала оживать только с июля 2023-го, но не достигла показателей 2021-го даже в гривне. По оценке Яценко, из-за вынужденной миграции и депопуляции эта категория наиболее пессимистическая в украинском онлайне.
Контекст
По данным компании EVO, в прошлом году почти 10 млн украинцев покупали товары онлайн. Из них 1,5 млн совершили свою первую покупку именно в 2023-м. А общая сумма продаж товаров и услуг через интернет составила более 182 млрд грн.
В октябре 2023 года в Promodo рассказали, что количество поисковых запросов слова «текіла» на украинском языке за два года выросло на 86%, а «корм для котів» – на 326%.
![Привлечь реальный ритейл и убрать коррупцию. Гендиректор «Государственного оператора тыла» Арсен Жумадилов о новой модели поставок продовольствия для ВСУ и требованиях к бизнесу. Публичное интервью /Фото Сергей Пириев для Forbes Ukraine](https://forbes.ua/static/storage/thumbs/80x80/6/c9/7999f122-812281141cd3acce0f205283a7e76c96.jpg?v=8891_3)
![«Мужской» кризис. Для работы в АТБ, Auchan и Comfy не хватает мужчин. Что придумали самые большие ритейлеры для решения проблемы /Фото пресс-служба Auchan Украина](https://forbes.ua/static/storage/thumbs/80x80/b/80/9cdc07aa-0587da86885c5fd8b57279e2156b980b.jpg?v=8385_1)
![Зеркальный ответ. Украинские власти размышляют над запретом импорта из Польши. Насколько это реально и как повлияет на экономики обеих государств (ритейлеры не боятся) /Фото Getty Images](https://forbes.ua/static/storage/thumbs/80x80/3/55/1cb91b7d-7fe67816f0a5c5a071804964fa5c6553.jpg?v=3461_1)
![Рецепт конкурентного преимущества с доходом в €186 млн. Как польско-украинской Modern Expo удалось стать лидером рынка торгового оборудования Европы /Фото Forbes Polska](https://forbes.ua/static/storage/thumbs/80x80/5/91/539af13c-129b061d81936a42f3bae8ceb7160915.jpeg?v=9855_3)
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.