В конце июня госконцерн «Укроборонпром» превратился в Акционерное общество «Украинская оборонная промышленность» и получил нового руководителя – Германа Сметанина. Как начиналось реформирование оборонного гиганта, чего удалось достичь и какие вызовы стоят перед новой командой. Разбор Владимира Даценко – спецрепортера Forbes, который пишет на военную тематику и четыре года проработал в «Укроборонпроме»
📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку
Коррупционный скандал 2019 года вокруг закупок «Укроборонпромом» российских комплектующих по завышенным ценам у семьи Гладковских стал одной из главных медиаисторий накануне президентских выборов. На тот момент Олег Гладковский был первым заместителем главы СНБО и должен был способствовать развитию оборонного гиганта. Расследование журналистов Bihus.info показало, что компании, связанные с сыном Гладковского, получали от концерна сотни миллионов гривен с большими переплатами.
Этот скандал стал катализатором перемен в сфере украинской оборонки.
После смены политической власти в стране курс на реформирование «Укроборонпрома» стал одним из самых ожидаемых. Очистка концерна от коррупции и его модернизация были в определенной степени «делом чести» и важным вызовом новой политической власти.
Начало реформ «Укроборонпрома»
Вопросы реформы «Укроборонпрома» доверили человеку, который стоял у истоков реформы государственного управления в Украине. В августе 2019 года главой концерна был назначен литовский финансист и банкир Айварас Абромавичус. Он занимал должность министра экономики Украины в так называемом технократическом правительстве Арсения Яценюка (2014–2016 года).
Во времена его работы министерство провело ряд важных реформ: запуск системы Prozorro, реформа госпредприятий, изменения в инвестиционной политике. Но в 2016 году из-за конфликта с нардепом Игорем Кононенко, близким соратником пятого президента Украины Петра Порошенко, Абромавичус подал в отставку. В 2019 году он стал одним из тех, кто вошел в команду Владимира Зеленского после президентских выборов.
Единственным недостатком в кандидатуре литовского эксперта было то, что его опыт достаточно далек от оборонки.
Осенью 2019 года в «Укроборонпроме» под руководством Абромавичуса сформировалась новая команда, объявившая курс на реформы. Предприятия концерна перешли на обязательное использование системы Prozorro для закупок, а концерн приступил к разработке программы корпоративного реформирования.
В тот момент в «Укроборонпром» входило более 100 предприятий, часть из которых была много лет за гранью убыточности и накопила большие долги. Часть оставалась на оккупированных территориях. Часть же перестала выпускать продукцию оборонного назначения.
Реформа концерна должна была перераспределить ресурсы и избавиться от лишних и нефункционирующих предприятий. Остальные должны были пройти путь от государственных дотационных структур до современных эффективных корпоративных единиц, способных конкурировать с частными производителями оружия.
Начало проблем
Несмотря на то, что за первый год реформирования новому руководству удалось исправить публичную репутацию «Укроборонпрома» и ввести важные изменения, на этом этапе начинаются напряженные отношения между Офисом президента и командой Абромавичуса.
Сам тогдашний глава концерна открыто говорил, что на должность гендиректора его приглашал тогда действующий глава ОП Андрей Богдан, у которого возник конфликт с Зеленским. Также в отставку ушло правительство Алексея Гончарука.
Статус команды Абромавичуса был до некоторой степени неопределенным, да и сам глава концерна признавался, что не имел особого интереса надолго задерживаться в оборонке.
В октябре 2020 года Абромавичус увольняется из концерна. Со временем также увольняются члены его команды, в частности, отвечавший за корпоративную реформу Роман Бондарь, Наталья Васильева, которая отвечала за инновации.
Основная критика реформы Абромавичуса заключалась в том, что изменения происходили преимущественно в корпоративной плоскости, но не в технической. С технической точки зрения предприятия концерна все еще нуждались в глобальной модернизации и переходе на современные стандарты.
К тому же довольно часто производство оружия происходит в партнерстве предприятий «Укроборонпрома» и Государственного космического агентства. Последние часто не могли выполнить контракты из-за плохого финансового положения. А конкуренция между государственными производителями оружия и частными компаниями не всегда была продуктивной. В частности, конкуренция за контракт по разработке первого отечественного БМП так ничем и не закончилась.
Просчеты Абромавичуса
Несмотря на введенные Абромавичусом реформы, часть из которых до сих пор претворяются в жизнь, в этот период было допущено несколько ошибок:
- Команда Абромавичуса не рассчитала временные рамки окна возможностей, долго обсуждая модель корпоративной реформы концерна. После утраты политической поддержки необходимых шагов власти пришлось ждать три года. Лишь этой весной правительство окончательно запустило процесс корпоративной реформы «Укроборонпрома».
- Команда реформаторов акцентировала свое внимание преимущественно на финансово-экономических и управленческих факторах.
Технические проблемы, плохое состояние предприятий и проблемы с новыми разработками часто отходили на второй план. ОКР (опытно-конструкторская работа) «Бастион», которая должна была дать Украине обновленный основной танк «Оплот» без российских комплектующих, растянулась во времени на годы из-за постоянных проблем с исполнителями проекта. Ракетная программа буксовала из-за пассивной позиции Минобороны. Нестабильность государственного оборонного заказа приводила к тому, что предприятия концерна часто простаивали по несколько месяцев в году почти без работы.
Многие важные предприятия так и остались на грани финансового выживания. Концерн также не стал аналогом американского DAPRA (Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США) и не сумел взять на себя роль фаворита инноваций в развитии технологий.
- Айварас Абромавичус отказался от первоначальной идеи реформирования спецэкспортеров и их объединения в единую структуру.
Не последнюю роль в затягивании этой реформы сыграл заместитель гендиректора Михаил Морозов, также обвиняемый в связях с Россией.
Спецэкспортеры – это компании-посредники по продаже украинского оружия на экспорт, а также часто и в импорте оружия из других стран. У них есть представительства в странах, с которыми велась торговля оружием, они представляют украинских производителей на оружейных выставках и форумах.
Но трудно назвать эти компании эффективными с точки зрения интересов государства, ведь они в основном работают в интересах собственной прибыли (комиссии от стоимости контрактов). Также вокруг спецэкспортеров возникало множество коррупционных скандалов с неэффективными или сорванными контрактами.
Нереформирование спецэкспортеров привело к тому, что уже во времена полномасштабного вторжения РФ они не выполнили контракты, по которым Минобороны совершило предоплату в размере почти 9 млрд грн.
Министерство стратегической неизвестности
После увольнения Абромавичуса Офис президента инициировал создание нового ведомства в Кабмине – Министерства стратегических отраслей промышленности. Оно должно было сконцентрироваться именно на техническом аспекте отечественной оборонки. А также объединить усилия производителей компонентов оружия, находящихся вне «Укроборонпрома», в частности, в Государственном космическом агентстве. Ведомство взяло на себя часть функций концерна.
Все это должно было ускорить темпы производства и сдвинуть с места долговременные ОКР по производству комплексов «Гром», танков «Оплот», модернизации Т-64 ОКР «Краб» и других амбициозных проектов.
Но Минстратегпром свою функцию не выполнило. Несмотря на то, что министерство инициировало ряд стратегических нормативных актов в сфере отечественной оборонки и развития стратегических отраслей промышленности, сложно оценить их качественное влияние. Ведь ни Стратегия развития ОПК, ни Агентство развития оборонных технологий, ни Фонд развития ОПК фактически не были реализованы до начала полномасштабного вторжения РФ.
В ноябре 2021 года экс-глава Минстратегпрома Олег Урусский подал в отставку, не сумев продемонстрировать нужный результат. Следующим реформировать оборонку взялся экс-глава таможни и аэропорта Борисполь Павел Рябикин. Большинство его срока в должности приходится на период полномасштабной войны, и информации о результатах ведомства не слишком много. Но этой весной Рябикина тоже уволили.
Его заменил экс-глава «Укрзализныци» Александр Камышин. Последний получил достаточно одобрительные отзывы благодаря тому, что железная дорога оказалась надежным перевозчиком в наиболее экстремальных условиях и в целом обеспечила потребности страны в состоянии войны. Хотя нельзя сказать, что все проблемы «Укрзализныци» были решены.
Камышин уже успел отчитаться о значительном увеличении темпов производства оружия украинским ОПК, но сложно сказать, насколько это связано с изменениями в Минстратегпроме. Очевидно, основной задачей Камышина в должности министра будет увеличение производства оружия и завершение длительных разработок. Также по наследству ведомству остаются проблемные гиганты «Мотор Сич» и «КрАЗ».
Три года работы Гусева
В конце июня правительство сменило главу «Укроборонпрома» Юрия Гусева, которого назначили на должность вместо Абромавичуса в декабре 2020 года.
Каденция Гусева началась с обещаний провести аудит деятельности команды реформаторов Абромавичуса, завершить трансформацию концерна за год и повысить эффективность предприятий. Вскоре новый руководитель начал попадать в скандалы с необоснованными пиар-заявлениями.
Спустя несколько месяцев после своего назначения Гусев сообщил о начале производства американских вертолетов UH-1 Iroquois на Одесском авиационном заводе. Позже оказалось, что производитель не давал разрешения на производство украинской компании и неизвестно, действительно ли на одесском заводе происходила какая-нибудь работа в этом направлении.
Возможно, потенциальное соглашение было только на этапе обсуждения, но преждевременные заявления Гусева сорвали его.
Также «Укроборонпром» анонсировал начало создания патронного завода с канадскими компаниями Waterbury Farrel и GL Munitions INC. Но дальше анонсов деятельность не пошла. Не была завершена и разработка ракетного комплекса «Гром»/«Сапсан», а танк «Оплот» так и не стал серийным изделием.
Большинство успешных отечественных разработок, таких как «Стугна», «Ольха» и «Нептун», были реализованы скорее в результате инициативы на местах, в частности киевского КБ «Луч». И начаты они были задолго до Гусева. Большинство перспективных разработок отечественной техники буксовали из-за нехватки финансов.
«Укроборонпром» также не смог обойти частные компании в производстве отечественных БпЛА. Анонсированный в прошлом году БпЛА дальностью 1000 км если и производится, то пока не применяется в таких масштабах, чтобы о разработке было действительно известно. В то время как частные компании успели изготовить десятки аналогов, которые уже есть на поле боя.
В конце концов сама реформа госконцерна стала на длительную паузу. Обещание закончить реформирование до конца 2021 года не было выполнено.
Новая команда и старые вызовы
Новоназначенный глава «Укроборонпрома» – 31-летний Герман Сметанин, в отличие от предыдущих руководителей концерна, является выходцем из системы ОПК. Он проработал на четырех предприятиях, специализирующихся на производстве и ремонте бронированной техники, начав свой путь от конструктора и завершая директором Харьковского бронетанкового завода (ХБЗ).
Сметанин принимал участие в разработке бронированной машины «Дозор», БРЭМ «Зубр» и «Лев» и модернизации танка Т-64. За 2021 год ХБЗ был одним из немногих предприятий, не имевших проблем с финансированием и государственным заказом. По крайней мере, насколько это известно публично.
Перед Сметаниным стоит три главных задачи: нарастить производство боеприпасов и военной техники, построить в компании эффективную антикоррупционную инфраструктуру, а также трансформировать «Укроборонпром».
Насколько эффективным станет выходец из производства в сфере корпоративного управления и трансформации крупного оборонного гиганта, сложно сказать. Впереди у государственной оборонки непростой период. Ведь большая часть предприятий специализировались на ремонте советской техники, которой становится все меньше из-за потерь на войне. Эти предприятия должны найти себя на новом рынке или им придется исчезнуть.
Часть предприятий привлечены в производстве отечественной техники, что требует значительного усовершенствования технологий. Большинство современных разработок украинского ОПК – продолжение технологий советской школы. Спрос на которые в мире не слишком высок и, очевидно, будет падать.
Эта война продемонстрировала разницу в качестве оружия НАТО и советского оружия. Теперь украинский ОПК должен перейти на уровень качества и современности НАТО и стать конкурентоспособным на мировом рынке.
В конце концов ОПК должен гарантировать государству стабильные поставки и производство основных единиц оружия – танков, БМП, артиллерии и ракет.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.