Дезинформация является серьезной угрозой для мировых демократий и еще одним оружием в современной войне. В этом году эксперты ВЭФ впервые признали ее среди краткосрочных рисков. Как дезинформация может влиять на решения западных партнеров о поддержке Украины и видение окончания войны? Рефлексия по поездке на Всемирный экономический форум в Давосе депутата и секретаря Национального инвестиционного совета Галины Янченко.
Ежегодно Всемирный экономический форум готовит доклад о наибольших вызовах, ожидающих мир в скором будущем. Мировые эксперты определяют как долгосрочные риски на 10 лет вперед, так и краткосрочные – на ближайшие два года. Если 10-летние риски почти не меняются (половина из них связана с изменением климата и вызванными этим процессом проблемами: загрязнением, массовой миграцией, природными катастрофами и провалом в адаптации к новым климатическим условиям), то краткосрочные риски достаточно сильно меняются из года в год год.
Дезинформация как краткосрочный риск
В этом году впервые среди краткосрочных рисков эксперты ВЭФ определили дезинформацию. Причем поставили ее на первое место. Это связано со стремительным развитием технологий искусственного интеллекта. Тема ИИ на нынешнем ВЭФ обсуждалась практически на каждой локации.
В прошлом году компания OpenAI сделала общедоступным GPT-4. Также для массового использования стали доступны технологии генерирования фото- и видеоконтента. Искусственный интеллект стал доступен практически любому человеку на планете – от узких специалистов до школьников. Что в свою очередь может как упростить жизнь человечества, так и быть использовано против него.
Беспокойство экспертов небезосновательно, поскольку в 2024–2025 годах для всей планеты начинается большой избирательный период. И такие инструменты, как дипфейки, подделка голоса и другие возможности ИИ, которые создавались совсем для других целей, делают демократии более уязвимыми.
Ключевые кампании-2024
В 2024 году, по подсчетам The New York Times, в 78 странах состоится 83 избирательных процесса разного уровня. На этих выборах будут голосовать 4 млрд человек, то есть половина населения Земли.
Для Украины это также важный период, поскольку в 2024 году перевыборы состоятся во многих наших странах-партнерах. Парламентские выборы пройдут в Австрии, Бельгии, Литве, Румынии, Чехии. Президентские – в Литве, Молдове, Румынии, Словакии, Финляндии и Исландии. В июне граждане ЕС будут выбирать новый состав Европарламента. В 2025 году состоятся парламентские выборы в Германии. Также конец 2024 года принесет интригу с выборами президента США.
Дезинформация является серьезной угрозой для мировых демократий и еще одним оружием в современной войне. К примеру, Россия умело использует информацию как оружие и сейчас активно ведет кампании в западных СМИ. Одна из ее целей – лишить Украину поддержки западных союзников, склонить к переговорам, добиться территориальных уступок с украинской стороны и прекратить военную и гуманитарную помощь наших международных партнеров.
Россия не смогла достичь сокращения западной помощи для Украины своими военными и дипломатическими действиями, поэтому дезинформация является основным инструментом наших врагов.
Игры разума
К сожалению, жертвами дезинформации становятся не только рядовые избиратели, но и представители интеллектуальной элиты мира, лидеры общественного мнения. С одним из них у меня состоялась жесткая и показательная дискуссия на одной из сессий в Давосе, посвященной Украине.
Выступал уважаемый американский экономист, профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини. Он размышлял о том, как прекратить войну, и начал озвучивать диссонансные месседжи. Что украинское контрнаступление «оказалось неэффективным при всей необходимой военной помощи, оказанной Украине», что Путин якобы изменил свое видение и «не хочет тотальной оккупации Украины». Будто бы президент РФ «готов к мирным переговорам» и Украине и миру лучше на это пойти.
Возмущенная такими словами, а еще больше тем, что Рубини не впервые озвучивает их на украинских мероприятиях, публично привела ему несколько контраргументов, чтобы приблизить его к реальности. Напомнила, что Украина так и не получила всего объема оружия для контрнаступления, несмотря на то, что генерал Валерий Залужный озвучивал конкретные цифры и перечень необходимой техники в интервью The Economist в начале 2023 года. Также до начала запланированного контрнаступления не были получены самолеты-истребители F-16 для обеспечения паритета в воздухе. Поэтому со стороны отдельных западных политиков и интеллектуалов обвинения Украины в ненадлежащих результатах контрнаступления при таких условиях звучат по меньшей мере цинично.
Пришлось напомнить несколько исторических фактов и о перспективах переговоров с оккупантами. Первый: президент Украины Владимир Зеленский выиграл выборы как кандидат, выступавший за мир. В 2019 году он заявлял, что готов на любые переговоры «даже с чертом лысым», чтобы прекратить войну. Были проведены сотни переговоров, но в 2022-м Путин все равно начал полномасштабное вторжение.
Россия никогда не выполняет договоренности.
Второй: даже после начала вторжения украинская сторона не исключила переговорный процесс. В марте 2022 года после начала полномасштабного вторжения Украина даже отправила высокопоставленную делегацию переговорщиков на вражескую территорию – в Минск. Место переговоров ультимативно выбрала РФ. Что произошло с украинскими переговорщиками? У членов делегации были симптомы отравления химическим оружием.
Третий, после чего смысл каких-либо дальнейших переговоров с РФ был полностью утрачен: враг нарушал практически все достигнутые договоренности. Самое циничное, когда оккупанты расстреливали людей, пытавшихся выехать из оккупации по согласованным россиянами «зеленым коридорам» в согласованное время на гражданских авто и с надписью «Дети».
Всего с 2014 по 2022 год с российской стороной проведено почти 200 раундов переговоров, заключено 20 соглашений о прекращении огня. Все они в конце концов были нарушены российской стороной. Как и договоренности 2022 года в Беларуси, и впоследствии договоренности по результатам переговоров в Турции.
После всех этих аргументов уточнила у профессора Рубини, что должно было измениться с тех пор, в частности в голове Путина, чтобы переговоры дали результат. Приятно, что мнение профессора изменилось и он больше не нахваливал Россию.
Битва за внимание мира
В свете склонности Кремля нарушать договоренности и соглашения о прекращении огня наиболее перспективным шансом для эффективных переговоров является военное поражение России. Десятилетиями страна-агрессор тратила миллиарды долларов, чтобы убедить мир в своей непобедимости. Украина уже доказала, что ее можно побеждать. Но чтобы победить ее окончательно, необходимы оружие и поддержка.
Наша задача сейчас – убедить всех людей, принимающих решения в мире, что Украина выстоит и победит. А сколько времени продлится война – напрямую зависит от темпов помощи и политической воли наших союзников.
Лучшие интеллектуалы мира только сейчас, похоже, начинают понимать настоящий масштаб этой войны. Как и тот факт, что современная Россия представляет угрозу и для западных демократий.
Если Путин не потерпит поражение в Украине, соседние страны НАТО окажутся под угрозой. В таком случае уже солдатам стран НАТО, возможно, придется защищать европейскую землю. Это не просто один из гипотетических сценариев, а суровая реальность.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.