Британская Fintech Farm с украинскими корнями во второй раз привлекла значительные инвестиции в свой бизнес по развитию необанков. Какие перспективы у нового бизнеса кофаундера monobank Дмитрия Дубилета.
В январе 2022 года компания Fintech Farm Дмитрия Дубилета, 37, привлекшая $7,4 млн инвестиций, имела в активе проект Leobank в Азербайджане на 150 000 клиентов и крупные планы по экспансии в Азии и Африке. Почти полтора года спустя финтех, который создает необанки и локализует их под развивающиеся рынки, расширился еще на две страны и смог привлечь втрое больше денег инвесторов.
19 апреля Fintech Farm объявила о закрытии раунда на $22 млн. Речь идет о комбинации инвестиций в капитал и долга. Основным участником раунда стал фонд Nordstar (Лондон).
«У них есть хорошие результаты в Азербайджане и запуск во Вьетнаме. Компания хорошо идет», – говорит генеральный партнер фонда F1V Виталий Лаптенок. Его фонд одним из первых инвестировал в проект Дубилета.
Компания не раскрывает долю в капитале, на которую приходится нынешняя инвестиция. «Это существенная миноритарная доля», – уточнил один из причастных к проекту инвесторов, попросивший не указывать его фамилии в этой статье. После раунда на $22 млн оценка Fintech Farm превышает $100 млн, отметили три собеседника Forbes среди инвесторов и знакомых с деталями сделки финансистов.
Как проект Дубилета вырос в стомиллионный бизнес и что партнеры планируют делать дальше?
Зачем Fintech Band $22 млн
«Наша среднесрочная цель – быть на десяти рынках: примерно поровну – в Африке и Центральной и Юго-Восточной Азии», – рассказывал Forbes один из основателей Fintech Farm Николай Бескровный в январе 2022-го.
Тогда большую частьиз $7,4 млн инвестиций компания привлекла от ряда компаний, причастных к конгломерату Genesis. Британский инвестфонд Nordstar, возглавивший текущий инвестраунд Fintech Farm, имеет в портфолио десятки технологических компаний. В частности, это платформа для купли-продажи и пересылки криптовалют Anchor, сервис платежей по QR-коду Cheqout и разработчик программного обеспечения блокчейн-отрасли ConsenSys.
Раунд Fintech Farm включал в себя convertible loan (конвертируемый заем). Это распространенная на венчурном рынке форма инвестиций в быстрорастущие стартапы. Особенность – средства инвесторов конвертируются в акции не в текущем раунде, а в следующем.
В какие перспективы инвесторы верят в случае с проектом Дубилета? Аргумент в пользу – хорошие показатели дебютного необанка в Азербайджане Leobank, который к началу весны 2023-го имел более 1 млн клиентов и генерировал доходы, говорит Лаптенок из фонда F1V.
«Мы создаем мобильные банки, которыми не просто пользуются, а любят, – отметил Дубилет в комментарии для пресс-релиза Fintech Farm о последнем раунде. – В качестве примера сегодня рейтинг Leobank в Apple Store и Google Store 4,9».
В марте Fintech Farm запустила mobile-only банк во Вьетнаме под названием Liobank. Сейчас партнеры тестируют его в семимиллионной столице страны Ханое и городе Хошимине (население 9 млн человек). Также в бета-режиме запустился проект компании в Нигерии Fibo. Пока он доступен в Лагосе, крупнейшем городе Африки с населением в 16 млн человек.
В каждой стране у Fintech Farm есть банк-партнер. В Азербайджане это Unibank, во Вьетнаме – Orient Commercial Joint Stock Bank. «Один из критериев выбора партнера – финансовый ресурс, – говорил Forbes Бескровный в январе 2022-го. – Наша бизнес-модель предусматривает кредитование за счет банка, а, учитывая наши амбиции роста, это должен быть достаточно большой игрок».
Что может помешать проекту Дубилета
Fintech Farm была основана в 2021-м Дубилетом, который на тот момент уже ушел из monobank, где был соучредителем, экс-руководителем направления Fintech M&A лондонской KPMG Бескровным и фаундером технокомпании MiddleWare и экс-главой Центра электронного бизнеса ПриватБанка Александром Витязем.
С самого начала Дубилету принадлежали 96% акций Fintech Farm. В 2022-м украинское юрлицо (ООО «Финтех Ферма») получило 51,8 млн грн дохода и 2,3 млн грн чистой прибыли, свидетельствуют данные YouControl.
$22 млн для Fintech Farm сейчас – значительный результат, но не самая большая инвестиция, которую привлекли стартапы с украинскими корнями. Два года назад GitLab и необанк Revolut с соучредителями украинцами подняли $801 млн и $800 млн. В 2022 криптостартапы Near Protocol и Unstoppable Domains получили $150 млн и $65 млн соответственно.
Проект Дубилета обратил на себя внимание еще до привлечения миллионных инвестиций. Запуск необанка в Азербайджане в конце 2021 года не понравился его бывшим партнерам по monobank. В январе 2022-го бывшая топ-менеджер ПриватБанка Людмила Шмальченко заявила через юристов, что по дизайну, функционалу и маркетингу необанки Fintech Farm похожи на mono.
Как и Дубилет, Шмальченко была среди фаундеров компании Fintech Band, которая вместе с Универсал Банком Сергея Тигипко запустила monobank в 2017-м. Также это другие экс-менеджеры ПриватБанка: Александр Дубилет (бывший СЕО «Приват» и на момент создания самый крупный акционер Fintech Band), Олег Гороховский, Михаил Рогальский, Вадим Ковалев и Владимир Яценко.
Другие партнеры Дубилета-младшего по mono публично не высказывали претензий к нему. Два собеседника, близких к Fintech Band, рассказывали, что недовольство все же было. В Едином госреестре судебных решений сейчас нет исков, касающихся споров по поводу интеллектуальной собственности между компаниями «Финтех Бенд» и «Финтех Ферма» или их бенефициарами.
В удачный ли момент Fintech Farm привлекает инвестиции и выводит необанки на развивающиеся рынки, учитывая проблемы в банковском секторе в Европе и США и «венчурную зиму»?
У украинского проекта есть хорошие шансы не заметить потенциальный кризис, считает Лаптенок из фонда F1V. «В любом случае скорость модернизации рынков [в Азии и Африке] и внедрение там цифровых необанков будет выше скорости возможной рецессии», – говорит он.
В подготовке материала принимала участие Валентина Дудко.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.