202 бизнес-чемпиона 2024
Трубно-колесный холдинг Виктора Пинчука работает безубыточно во время большой войны. Помогают отсутствие конкурентов в Украине и стабильный спрос на продукцию компании за рубежом. Прежде всего в ЕС и США, которые отменили антидемпинговые пошлины на украинскую металлургию после начала российского вторжения.
«Интерпайп» готовится к возможным блэкаутам, импортируя электричество и запасаясь сырьем. На середину года компания накопила 100 000 т стали (15% годового производства), которая используется в менее энергоемком производстве железнодорожных колес и труб. Справиться с нехваткой персонала сложнее. Дефицит сотрудников на заводах «Интерпайп» в прифронтовом Никополе — 24%, несмотря на нынешний рост средней зарплаты на 40%, до 32 000 грн. Компании придется останавливать производство, если дефицит достигнет 30%, говорит Виталий Пахомов, директор по персоналу компании.
50 крупнейших экспортеров Украины 2022
В прошлом году трубно-колесный холдинг Виктора Пинчука потерял не так много, как другие металлургические гиганты страны: выручка за девять месяцев упала на 10%. Помогли несколько факторов: отмена квот, высокий спрос и рост цен на продукцию компании. После введения Россией в феврале 2021-го эмбарго на импорт украинской железной продукции и труб «Интерпайп» переориентировал поставки в США и страны ЕС. На эти рынки сейчас приходится более 50% продаж. В США отгружено около 113 000 т, вторая по объемам — Турция (около 40 000 т), третья — Польша (34 100 т). «Война не очень сказалась на наших рынках сбыта», — говорит CEO «Интерпайп» Андрей Коротков. «Интерпайп» адаптируется к работе в условиях дефицита электроэнергии — с ноября заводы переведены на ночные смены.
Год основания: 1990
Год запуска R&D‑отдела: 2016
Штат R&D‑отдела: 20
Инвестиции в R&D: $100 млн (с 2016‑го)
Руководители направления: Александр Овчинников, Борис Ломакин (на фото)
Для «Интерпайпа» наличие департамента разработок – билет в высшую лигу поставщиков колесной и трубной продукции. Бизнес Виктора Пинчука единственный в СНГ добился контракта на поставку колес для скоростных поездов Deutsche Bahn. R&D‑специалистам потребовалось обеспечить нужное соотношение пластичности, прочности и геометрических параметров, чтобы уменьшить нагрузку на рельсы от трения. В числе других контрактов, выигранных благодаря разработкам, – поставки для рудников в Бразилии, а также метрополитенов в Дели, Анкаре и Баку.
В распоряжении R&D‑отдела бюджеты в размере десятков миллионов долларов. Только в строительство линии для механической обработки ж/д колес под экспорт вложили $14 млн.
По другую сторону «Интерпайпа» – в трубном департаменте – создали линейку резьбовых соединений. Их можно использовать для добычи нефти и газа на скважинах глубиной до 8000 м. «На планете все меньше скважин глубиной 500–1500 м, откуда можно свободно добывать нефть и газ», – объясняет директор по техническому сопровождению продаж Борис Ломакин.
На производственную линию для этой продукции ушло еще $10 млн. Кроме «Интерпайпа» такие трубы могут выпускать всего три предприятия: итальянская Tenaris, французская Vallourec и японская Sumitomo.