Война лишила прошлогоднюю десятку самых богатых украинцев $16,4 млрд состояния, а некоторых – места в топе. С чем заканчивают год полномасштабной войны Ахметов, Пинчук, Коломойский, Порошенко и другие.
Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.
Одна из главных целей российской армии в Украине – промышленность. Цель – уничтожение экономического потенциала страны. В 2022-м ВВП Украины упадет на 32%, по прогнозу министра экономики Юлии Свириденко. За 11 месяцев экспорт и импорт рухнули более чем на половину, по данным Госстата.
Среди инструментов России: блокада портов, удорожающая логистику; ракетные и артиллерийские удары, уничтожающие заводы; атаки по энергетике, приводящие к простою производств.
Большая промышленность – источник состояния для подавляющего большинства старожилов первой десятки самых богатых украинцев 2021-го. Накануне вторжения, в феврале 2022-го Forbes оценил их состояние в более чем $30 млрд.
За десять месяцев войны эти же бизнесмены обеднели более чем вдвое, до $13,6 млрд. Игорь Коломойский, Петр Порошенко, Юрий Косюк и Александр Ярославский выпали из первой десятки. А Ринат Ахметов еще раз сохранил первое место в рейтинге, хотя и потерял больше всего – $9,3 млрд.
Государство и «олигархи»
Российская агрессия лишь ускорила тренд «деолигархизации» украинской экономики. В 2010–2020 годах доля 20 крупнейших бизнес-групп в общих активах и выручке украинской экономики сократилась с 15% до 10–12%, по расчетам Центра экономической стратегии.
До 2021-го в украинском правовом поле не было слова «олигарх». В сентябре прошлого года Верховная Рада решила это исправить и приняла так называемый закон об олигархах. По закону «олигарх» должен соответствовать трем из четырех критериев: влияние на медиа, монопольное положение в любой индустрии, участие в политической жизни и активы во владении в эквиваленте 2,2 млрд грн.
В июле 2022-го секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов сообщил, что в реестр «олигархов», формированием которого как раз занимается СНБО, могут попасть 86 человек. Хотя перечень пока не опубликован, некоторые бизнесмены решили сделать максимум, чтобы туда не попасть. Нахождение в реестре может значительно усложнить бизнес с иностранными компаниями.
Ринат Ахметов, 56, закрыл «Медиа Группу Украина». Петр Порошенко, 57, продал корпоративные права на телеканалы «Прямой» и «5 канал» однопартийцам и журналистам этих каналов. Вадим Новинский, 59, составил мандат народного депутата.
Милитаризация страны и военное положение позволили властям задействовать дополнительные жесткие инструменты ускоренной деолигархизации.
Коломойский без гражданства и «Укрнафты», Жеваго в опале, Новинский под «адскими» санкциями, Порошенко без $900 млн
Летом президент Украины, вероятно, лишил Игоря Коломойского, 59, гражданства Украины. Соответствующий указ так и не был обнародован, хотя в реестре Государственной миграционной службы паспорт Коломойского значится как недействительный.
В сентябре 2022-го НАБУ провело обыски в доме в Буковеле, где останавливался Коломойский. Повод – дело возможного хищения 13 млрд грн средств «Укрнафты». По этому делу на допросы в НАБУ также ходит партнер Коломойского по бизнесу Геннадий Боголюбов, 60. Покинуть страну может быть еще более рискованно для Коломойского. Еще в 2020 году Минюст США подал первый из четырех исков против него и Геннадия Боголюбова о вероятной покупке недвижимости и промышленных активов в Штатах за средства, выведенные из ПриватБанка.
В ноябре государство принудительно забрало у управления два главных актива Боголюбова и Коломойского: «Укртатнефть» и «Укрнефть». После потери этих активов Forbes снизил оценку состояния Коломойского с $1,9 млрд до $850 млн, Боголюбова – с $2 до $1 млрд.
Не меньше от давления власти страдает Константин Жеваго, 48, который за 10 месяцев войны потерял $700 млн состояния. В начале ноября БЭБ провело обыски в офисах Полтавского и Еристовского ГОКов, входящих в Ferrexpo. Комбинаты якобы занизили налоговые обязательства по рентной плате за пользование недрами на 10 млрд грн.
24 ноября ДБР провело обыски на предприятиях фармацевтической корпорации «Артериум». Компанию подозревают в коллаборационной деятельности, работе в пользу РФ. А 27 декабря французские полицейские по запросу ДБР задержали Жеваго во французском Куршевеле. ДБР готовит документы на его экстрадицию в Украину.
С другой стороны на Жеваго давят бывшие партнеры по бизнесу. В сентябре Северный апелляционный хозяйственный суд признал недействительной покупку за $27 млн 40,19% акций Полтавского ГОКа у группы VS Energy в 2002 году. В момент соглашения бенефициарами VS Energy были российские бизнесмены и политики Александр Бабаков, Евгений Гинер и их партнеры.
Проигрыш Жеваго в суде может стать причиной национализации Полтавского ГОКа – основного бизнеса Ferrexpo. «Думаем, что они [VS Energy] победят в суде, после чего можно будет национализировать актив через связи с РФ», – говорит собеседник партии «Слуга народа».
Отношения Жеваго с властями ухудшились незадолго после того как Владимир Зеленский возглавил страну. В 2019 году Жеваго впервые за последние 20 лет не попал в Верховную Раду, проиграв в привычном для себя округе 25-летнему конкуренту из «Слуги народа». Последние три года бизнесмен не появляется в Украине. Покинуть страну заставило уголовное дело о возможном мошенничестве в его бывшем банке «Финансы и Кредит», обанкротившемся в 2015-м. Генпрокуратура объявила Жеваго в международный розыск в 2019-м по делу о растрате и легализации 2,5 млрд грн через банк.
Еще один бизнесмен, попавший в опалу со стороны президента еще в 2019-м, – Петр Порошенко. После победы Зеленского против Порошенко было возбуждено более 20 уголовных дел, ему выдвинули подозрение в госизмене, были арестованы его доли в 19 предприятиях, аффилированные с ним компании получили многомиллионные штрафы от АМКУ. Война снизила градус конфликта, но говорить о постоянном перемирии пятого и шестого президентов не стоит.
СМИ, подконтрольные Порошенко, критичны к действующей власти. А у экс-президента иногда возникают странные проблемы с государством. К примеру, в мае его не выпускали из Украины на сессию НАТО – не считывался QR-код на документах. За 10 месяцев войны Порошенко потерял статус долларового миллиардера и почти $900 млн состояния.
В отличие от Жеваго Порошенко не уехал из страны, а во время полномасштабной войны сфокусировался на волонтерстве. По состоянию на сентябрь Фонд Порошенко, компания ROSHEN и ОО «Дело громад» передали ВСУ помощи почти на $46 млн, утверждается на сайте партии ЕС.
Вадим Новинский, 59, – еще один старожил верхушки рейтинга самых богатых украинцев, который не избежал давления со стороны государства. Новинский много лет был спонсором УПЦ Московского патриархата, из-за чего в декабре СНБО ввел против него персональные санкции. «Новинскому легче выйти из бизнеса, чем работать под санкциями», – говорит на правах анонимности юрист, консультирующий Офис президента.
В июле СЕО «Смарт-Холдинга» Новинского Юлия Кирьянова рассказывала Forbes, что потери группы от войны – сотни миллионов долларов. Производство упало более чем на 60%, тогда Кирьянова прогнозировала сокращение выручки по результатам года примерно на 20%, EBITDA – на 5%, до 3 млрд грн.
«Поддерживает морально, но бизнес делаем мы», – говорит она. Важную роль в бизнесе Новинского играет его сын Михаил. Он член наблюдательных советов «Метинвеста» и еще нескольких бизнесов. Smart Holding фокусируется на международных портфельных инвестициях.
Новинский – второй после Ахметова по потерям. За год войны он потерял $2,5 млрд.
Война Ахметова, Пинчука, Герег, Ярославского и Пинчука
Ахметов и Новинский – партнеры по бизнесу. Первому принадлежит 75% «Метинвеста», второму – 25%.
В Мариуполе Россия уничтожила два главных завода «Метинвеста» – «Азовсталь» и ММК им. Ильича. Довоенная капитализация этих заводов составляет около $10 млрд, говорит Ахметов. Сейчас «Метинвест» работает на 30–50% от довоенной мощи, сообщает пресс-служба.
С приближением зимы под удар российских ракет попали входящие в группу ДТЭК тепловые электростанции Ахметова. К середине декабря станции компании обстреляли 20 раз. В результате атак более 20 энергетиков компании ранены, трое погибли.
ДТЭК требует оборудования на миллиарды гривен, а на восстановление поврежденных ракетными обстрелами объектов понадобятся годы, говорит СЕО «ДТЭК Энерго» Ильдар Салеев. Генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко оценивает потери компании в миллиарды долларов.
Накануне вторжения взаимоотношения Ахметова и Зеленского были напряженными. Президент даже заявил, что бизнесмена вовлекают в госпереворот. Война заставила Ахметова и президента отложить вражду. Зеленский ценит, что бизнесмен не уехал из страны и охотно помогает ВСУ, говорит собеседник Forbes в ОП. Между сторонами есть неформальная договоренность, что государство не будет трогать активы бизнесмена во время войны, рассказали четверо собеседников Forbes в ОП, правоохранительных органах и ВР.
Компании и фонды Ахметова утверждают, что к концу ноября потратили на помощь согражданам и ВСУ около $100 млн. «Ахметов одним из первых предложил Зеленскому помощь, – говорит собеседник из Офиса президента. – Президент это ценит».
Виктор Пинчук, 61, – второй после Ахметова по помощи стране во время войны. Российское вторжение «радикализировало» бизнесмена, склонного к компромиссам. Сейчас он активно помогает украинцам и ВСУ, уже в июле сумма помощи превысила 1,8 млрд грн, или $50 млн. Пинчук один из немногих самых богатых «старой школы», кого не задел тренд деолигархизации. В военный год Пинчук смог провести в Киеве форум YES, на который приехали более 200 топ-политиков, бизнесменов, мыслителей.
Потери Пинчука за последний год меньше, чем у соседей по топ-10 Forbes. Причина: две трети его состояния обеспечиваются зарубежной недвижимостью и кэшем. Суммарная оценка украинских бизнесов Пинчука с начала войны упала на 37% – с $890 млн до $560 млн.
После 24 февраля основной его актив – «Интерпайп» более чем на месяц законсервировал производство. Сейчас заводы группы в Днепре, Никополе и Новомосковске работают в среднем на 50% от довоенного уровня.
В первом полугодии 2022 года «Интерпайп» сократил производство стали на 36%, труб – на 19%, железнодорожной продукции – на 50%, EBITDA сократилась на 54,7%, до $50,4 млн.
В первые месяцы войны сеть «Эпицентр К» Александра, 55, и Галины, 63, Герега была не в лучшей форме: три гипермаркета (в Чернигове, Мариуполе и Буче) были разрушены, еще два – повреждены. В общей сложности не работало 15% сети. Выручка сети за первое полугодие сократилась на 6,8%, до 28 млрд грн, но уже во втором полугодии объемы продаж превысили довоенные показатели. Война не заставила Герега остановить инвестиции: «Эпицентр Агро» привлек $50 млн кредита от Ощадбанка на строительство элеваторов для хранения зерна и масличных культур. Также Герега хотят построить несколько заводов по производству биоэтанола. Состояние Герега похудело на треть, до $1,2 млрд
В первые месяцы войны МХП Юрия Косюка, 54, бесплатно предоставил военным и гражданским около 13 000 т курятины стоимостью 668 млн грн. Стабилизировать экономический фронт труднее. За девять месяцев агрохолдинг получил $269 млн убытка против $377 млн прибыли за тот же период в 2021 году. Компания оценивает потери из-за войны почти в $50 млн. Косюк говорит, что производство не пострадало, но российские ракеты уничтожили хранилище, где находилась продукция на $6 млн.
С начала года котировки акций МХП на Лондонской бирже снизились на 47,8%, до 3,51 доллара/акция на 21 декабря. Причина – полномасштабная война. Существенный дисконт на акции украинских компаний сохранится до конца войны, даже независимо от динамики военных действий, считает основатель инвесткомпании Blackshield Capital Максим Корецкий.
Forbes оценивает состояние Косюка в $520 млн, тогда как в 2021-м он имел более $1 млрд.
Александр Ярославский, 63, покинул страну за 14 дней до российского вторжения. В ночь на 10 февраля автомобиль из его кортежа сбил насмерть мужчину и скрылся с места ДТП. В Украину бизнесмен ненадолго вернулся 12 июля. Цель приезда – сдача биологических образцов для экспертизы, сообщили в прокуратуре.
Центр тяготения инвестиций Ярославского – Харьков. Олицетворение этого – технопарк «Экополис ХТЗ» на 450 га на территории ХТЗ с запланированными инвестициями в $1 млрд. Российские обстрелы почти уничтожили ХТЗ. Харьковский ТРЦ «Караван» Ярославского поврежден на 60%. Поврежден и аэропорт. Еще одна весомая потеря – крупнейший в Украине нефтеперерабатывающий завод – Кременчугский НПЗ, переживший более 30 ракетных обстрелов. Ярославскому принадлежит 28% предприятия, столько же – у Коломойского и Боголюбова, остальное – у НАК «Нефтегаз Украины». В ноябре завод отчужден государством.
Промышленные предприятия DCH работают на критически низком уровне, уточнили в пресс-службе группы. Доходы приносят зарубежные активы и инвестиции в ОВГЗ, говорит аналитик Eavex Capital Дмитрий Чурин. Состояние Ярославского за 10 месяцев войны сократилось на две трети, до $340 млн.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.