ВСУ — лучшая компания года, самые большие бизнес-потери — у Ахметова и Новинского. /коллаж Александра Карасева/Анна Наконечная
Категория
Война
Дата

ВСУ — лучшая компания года, самые большие бизнес-потери — у Ахметова и Новинского. Главные явления года по версии Forbes

17 хв читання

ВСУ — лучшая компания года, самые большие бизнес-потери — у Ахметова и Новинского. Фото коллаж Александра Карасева/Анна Наконечная

Год назад редакция Forbes готовила итоговый текст о людях и компаниях, удививших нас в 2021-м. Предыдущий год был богат бизнес-событиями – рекордное соглашение на $300–400 млн, безумный рост капитализации IT-компаний и IPO созданной украинцем GitLab. В 2022 году украинский бизнес и общество ставили для себя единственный KPI – победу Украины. Поэтому в списке этого года мы отложили подальше бизнес-показатели и собрали феномены и процессы, которые определили 2022 год

1. Компания годаВооруженные силы Украины

Полномасштабное вторжение украинская армия встретила со штатной численностью 246 тысяч военных. Быстро проведенная мобилизация довела показатель до 700 000. Если бы ВСУ были компанией, то по количеству сотрудников она почти втрое превышала бы крупнейшую компанию страны – «Укрзализныцю».

Каждый день украинские военные повышают стоимость войны для Москвы, исчерпывая ее ресурсы. За десять месяцев Россия потеряла основу своего тяжелого атакующего вооружения – почти 90% новых танков.

Первая танковая армия, которой РФ угрожала НАТО, перестала существовать и стала крупнейшим поставщиком техники в ВСУ. В целом Вооруженные силы «затрофеили» не менее 590 российских танков.

Forbes подсчитал, что за десять месяцев войны украинские военные уничтожили более 19 000 единиц российской техники на $21 млрд. В следующем году счет за войну может стать слишком высоким для Москвы.

Если бы ВСУ были компанией, то международные инвестиции, которые вложили в нее партнеры, составили бы более €41 млрд. Из госбюджета также выделили на армию рекордные 663 млрд грн. Еще десятки миллиардов гривен задонатили украинцы.

ВСУ доказали «инвесторам» свою эффективность рядом стремительных операций. В апреле украинские ракеты «Нептун» поразили флагман Черноморского флота «Москва» с мощным вооружением на борту. Forbes оценил стоимость крейсера в $750 млн – это самая дорогая военная потеря РФ в войне с Украиной.

Getty Images

Если бы ВСУ были компанией, то по количеству сотрудников она почти втрое превышала бы крупнейшую компанию страны – «Укрзализныцю». Фото Getty Images

Стратегической стала операция по освобождению острова Змеиный, являвшегося единственной территорией Одесской области, оккупированной армией РФ. Там Россия потеряла техники более чем на $900 млн.

Летом российское командование совершило ряд ошибок на Харьковщине – начало использовать изюмскую группировку в качестве «донора» для других направлений. ВСУ использовали эти просчеты и провели уникальный блицкриг – за семь дней сентября освободили 9000 кв. км – практически всю оккупированную часть области. Это стало величайшим разгромом русских войск со времен Второй мировой.

После появления в ВСУ дальнобойных MLRS HIMARS счет взрывов на нефтебазах и складах боеприпасов глубоко в тылу России перешел на десятки.

HIMARS также помогли россиянам совершить очередной «жест доброй воли» – покинуть Херсон, который они не смогли удержать после украинских обстрелов путей снабжения.

Благодаря усилиям военных «инвестиции» международных партнеров и государства окупились – во время контрнаступления ВСУ освободили 41 000 кв. км оккупированной территории. Это почти 40% всех занятых Россией украинских земель с 24 февраля и равняется площади Швейцарии.

Украинская армия добилась успеха высокой ценой. К началу декабря в войне погибли 10 000-13 000 украинских военных, сообщил советник главы ОП Михаил Подоляк. За время боевых действий 182 военным присвоили звание Герой Украины, 84 из них – посмертно.

Автор: Екатерина Рещук

2. Самые динамичные компании года – благотворительные фонды

В ноябре Forbes опубликовал рейтинг стабильных украинских компаний. Он показал: вторжение всколыхнуло, но не сломило украинский бизнес. В списке оказались 30 резильентных компаний, которые смогли сохранить и приумножить состояние.

В рейтинг не вошли, возможно, самые динамичные новые бизнесы: благотворительные фонды. Креативно закрывая наибольшую потребность украинцев – приближение победы – они растут быстрее коллег из традиционных сфер.

Лидер рейтинга устойчивости от Forbes, компания Ajax Systems, в 2022 году увеличил выручку на 50%. Размер поступлений в благотворительный фонд «Повернись живим» за семь месяцев войны вырос в 580 раз. Если бы Forbes считал фонд при составлении рейтинга «100 крупнейших частных компаний 2021 года», то «Повернись живим» имел бы шансы попасть в него.

Удачи демонстрируют и коллеги ПЖ. «[Только] За 25–26 февраля перечислили десятки миллионов гривен, – говорит куратор военного направления фонда Притулы Роман Синицын. – Сергей за год не собирал столько, сколько начал за дни». С начала полномасштабного вторжения фонд собрал более 3 млрд грн.

Аккумулировать деньги непросто. Эффективно их использовать – еще сложнее. Задача ПЖ – обеспечить максимальный результат с каждой гривны. Фонд покупает вещи с наибольшим КПД и потенциалом к изменениям – в частности, модернизирует систему ПВО.

Иллюстрация Александра Карасева

Олег Гороховский, Сергей Притула, Игорь Лаченков, Тарас Чмут. Фото Иллюстрация Александра Карасева

Чему бизнес может научиться у благотворительных фондов? Первое – эмоциональному маркетингу. Если в учебники по маркетингу когда-нибудь войдет кейс волонтерского сбора, то это будет «Народный Байрактар», считает совладелец monobank Олег Гороховский. За три дня фонд Притулы собрал 600 млн грн на четыре беспилотника.

Сбор объединил всю Украину. Большинство кампаний Притулы реализуют потребность украинцев почувствовать причастность и единство. Это работает, ведь людям важно быть частью чего-нибудь большего, говорит психолог Алексей Карачинский. Отчасти в этом кроется причина успеха одного из самых эффективных сборов платформы UNITED24 – запуска коллекции браслетов из последней довоенной партии «Азовстали». Желание ощутить причастность к символу украинского сопротивления привело к неожиданному спросу: первый тираж был продан за девять часов.

Второе – скорости реакции. В октябре платформа UNITED24, monobank и волонтер Игорь Лаченков запустили сбор «Ловец шахедов» на системы уничтожения БПЛА. С момента, когда глава UNITED24 Ярослава Гресь описала идею Гороховскому, до старта проекта прошло 48 часов. Еще за двое суток собрали 152,5 млн грн. «Иногда на сбор есть часы, – говорит Гресь. – Был кейс, когда нужно было найти €1 млн за 2,5 часа. Нам подтвердили €2 млн за 15 минут до дедлайна».

Скорость реакции – это и ощущение нерва времени. 10 октября Россия нанесла массированный удар по Украине, применив ударные дроны-камикадзе. В ответ Сергей Притула вместе с общественным деятелем Сергеем Стерненко немедленно объявили сбор «На месть», чтобы приобрести дроны-камикадзе RAM II UAV. За сутки украинцы собрали 352 млн грн.

Третье – строить доверие. 2021 год команда «Повернись живим» провела, строя внутренние процессы, усиливая репутацию и узнаваемость. Результат? 24 февраля все, кто хотел донатить, пошел в фонды, которые знал и которые были на слуху. «Доверие – причина того, что украинцы жертвуют миллиарды именно «Повернись живим», – говорит Чмут.

Чтобы завоевать поддержку быстрее, нужен креатив. Поддерживать доверие – главный ежедневный вызов платформы UNITED24, говорит Гресь. Сработало творческое решение – амбассадоры: украинские и мировые звезды становятся лицом сбора UNITED. Когда амбассадором «Армии дронов» стал актер Марк Хэмил, это помогло иностранцам отважиться донатить на милитарное направление.

«Если к тебе нет доверия, никто не поделится с тобой деньгами, – говорит Сергей Притула. – Общество наэлектризовано, у тебя нет права на ошибку». Фонд Притулы регулярно публикует фотоотчеты с закупаемой для ВСУ техникой. Помимо доверия, это дает вовлеченность: благотворителям важно видеть, как их средства приближают победу.

Автор: Тома Мироненко

3. Самый устойчивый бизнес года – весь украинский бизнес

Женщина, которая вытягивает из сумки мясорубку и мясо и просит докрутить фарш в точке выдачи Rozetka. Девушки приходят с феном и мокрыми волосами на заправку WOG, чтобы досушить их. Это не драфт сценариев банальных рекламных роликов, а реалии октября-декабря этого года. В 2022 году украинское общество как никогда сблизилось с бизнесом. Похоже, нарратив о «капиталистах, обирающих простых людей» начал отходить. Появляется понимание важности бизнеса как институции. Институции, подставившей плечо в тяжелое время.

Начало российского наступления — украинские компании эвакуируют и находят жилье тысячам сотрудников и их семьям в более безопасных местах. Human resources management перестает быть отвлеченной фразой. Люди – главное. Некоторым честно приходится сказать, что пока нет возможности платить или существенно урезать зарплату. Некоторым предложить совместный поход в неизвестное будущее.

Российские войска вплотную обстрелюют ракетами украинские города. Бизнес помогает Вооруженным силам Украины показать зубы оккупантам. Сотни владельцев бизнеса и топ-менеджеров сами становятся частью ВСУ. Всеволод Кожемяко, аграрный предприниматель с состоянием в сотню миллионов долларов, организует добровольческий батальон «Хартия», защищающий родную Харьковщину. Юрий Сапронов, Александр Колб и десятки предпринимателей не дают Харькову упасть, пока его месяцами осаждают войска РФ.

Аналогичной железобетонной опорой для своего города стал бизнес Николаева. Алексей Вадатурский в первые дни вторжения отдал баржи «Нибулона», чтобы преградить подход к городу через Южный Буг. Россияне отомстили самому богатому человеку Николаева, убив его и жену ракетами типа С-300.

Getty Images

Женщина, которая вытягивает из сумки мясорубку и мясо и просит докрутить фарш в точке выдачи Rozetka. Девушки приходят с феном и мокрыми волосами на заправку WOG, чтобы досушить их. Это не драфт сценариев банальных рекламных роликов, а реалии октября-декабря этого года. В 2022 году украинское общество как никогда сблизилось с бизнесом. Фото Getty Images

Сотни, если не тысячи компаний помогали своим городам выстоять, выжить и продолжить работу.

ВСУ всегда первыми ступали на освобожденные от оккупации 41 000 кв. км украинской территории. Очень быстро за украинскими воинами в города возвращался и украинский бизнес. Грузовик с лого АТБ в центре деоккупированного Херсона произвел фурор в городе. Киевстар, Vodafone, АТБ, Сильпо, Новая почта, Укрпочта, Rozetka, ПриватБанк и другие компании за недели наполняли города освобожденной Харьковщины и Херсона.

Российские войска выбирают новую цель — погрузить Украину в полную тьму. Украинские предприниматели принимают этот бой с тьмой. Сначала подготавливают бизнес к автономной работе, а офисы превращают в зоны без блекаута. А потом украинский бизнес становится коллективным пунктом несокрушимости. Торговые центры, магазины, точки выдачи и АЗС превращаются в районные коворкинги, небольшие кофейни и точки фастфуда — в луч света посреди темной улицы. Генераторы, газовые баллоны, розетки, старлинки, тонны горючего. Посушить голову на WOG, отправить рабочий отчет по «Новой почте», учиться онлайн в Rozetka, зарядить телефон в «Сильпо».

Предпринимательская изобретательность и адаптивность всегда толкали человечество в сторону постоянного прогресса. Сейчас эти качества от украинских предпринимателей помогают стране выстоять. После победы институция «бизнес» продолжит свою миссию толкателя в будущее.

Автор: Виктор Кищак

4. Адаптивный бизнес года – украинские IT

С 24 февраля украинские IT испытывают на практике BCP-планы, которые готовились еще с 2014 года. Этап первый – релокация тысяч айтишников из «горячих» регионов в более спокойные западные области или за границу. К этому шагу прибегла, по крайней мере, половина украинских IT-компаний, свидетельствует июльское исследование ассоциации IT Ukraine.

На август 2022 года айтишников в Украине стало меньше – до 228 000 – до 20% специалистов выехали в другие страны. Больше всего – в близкую и понятную Восточную Европу. За ними отправился и бизнес – за год только крупнейшие игроки открыли более трех десятков новых офисов по всему миру. Среди военных потерь – один из трех крупнейших IT-хабов Харьков. Из-за российской агрессии из города выехало более 80% айтишников.

Несмотря на это, бизнес не просел – за 10 месяцев IT-экспорт превысил $6 млрд, по подсчетам НБУ. Это на полмиллиарда больше, чем за аналогичный период 2021-го. Восемь из тридцати компаний рейтинга самых устойчивых украинских бизнесов от Forbes – по IT-сектору. Но новое испытание для планов выживания – блэкауты.

пресс-служба EVO

Обязательный набор современного офиса любой украинской IT-компании: генераторы, альтернативные каналы интернета, запасы воды, горючего, еды, чтобы можно было даже жить какое-то время. Фото пресс-служба EVO

Российские ракеты бьют не только по украинской энергетике, но и по спокойствию заказчиков IT-компаний. «Мой прогноз не будет положительным, с безопасностью мы разобрались, но с ударами по инфраструктуре не можем ничего предвидеть», – говорил Forbes старший вице-президент по стратегии и технологиям GlobalLogic Андрей Яворский.

Что с этим можно сделать? Снова перевозить команды ближе к Карпатам и западным границам и инвестировать в автономность офисов. Обязательный набор: генераторы, альтернативные каналы интернета, запасы воды, горючего, еды, чтобы можно было даже жить какое-то время. К примеру, в офисе продуктовой компании Genesis можно будет автономно жить две-три недели.

Если страну покинет 118 тысяч айтишников – около половины индустрии – бюджет недосчитается $3,9–4,8 млрд IT-экспорта, свидетельствуют расчеты Львовского IT Кластера. Впрочем, это самый апокалиптический и пока маловероятный сценарий. У Минцифры планы противоположны – переучить на цифровые профессии как можно больше свитчеров из других отраслей.

Промежуточный результат – 2200 участников государственной программы IT-Generation, спонсируемой криптобиржей Binance. За два года в отрасли будет 450 тысяч специалистов, прогнозирует Минцифры. Однако найти работу для всех новичков на рынке – вызов на весь 2023 год. Пока индустрия и IT-школы выучили десятки тысяч человек, а работу нашлитысячи.

Автор: Валентина Дудко

5. Неудачный бизнес-год — Ахметов, Новинский, Коломойский и другие

Обстрелы, блокада портов, блэкаут, национализация и уничтожение активов – условия украинского бизнеса в 2022 году. Потери Украины из-за военного вторжения РФ почти $130 млрд, по оценкам проекта «Россия заплатит».

Больше всего в 2022-м потеряли состояние владельцы «Метинвеста» – Ринат Ахметов и Вадим Новинский. Первый – $9,3 млрд, второй – $2,5 млрд. В Мариуполе Россия уничтожила два главных завода «Метинвеста» – «Азовсталь» и ММК им. Ильича. Довоенная капитализация этих заводов составляет около $10 млрд, говорит Ахметов.

С приближением зимы под удар российских ракет попали входящие в группу ДТЭК тепловые электростанции Ахметова. К середине декабря станции компании обстреляли 20 раз. В результате атак более 20 энергетиков компании ранены, трое погибли.

Бизнесу Новинскому угрожают не только российские ракеты, но и украинские правоохранители. В декабре 2022-го СНБО ввел против Новинского персональные санкции за многолетнюю финансовую поддержку УПЦ Московского патриархата. «Теперь Новинскому легче выйти из бизнеса, чем работать под санкциями», – говорит на правах анонимности юрист, консультирующий Офис президента.

Игорь Коломойский тоже под давлением украинских правоохранителей. В сентябре 2022-го НАБУ провело обыски в доме в Буковеле, где останавливался Коломойский. Повод – дело по хищению 13 млрд грн средств «Укрнафты».

В ноябре государство принудительно забрало в управление два его главных актива: «Укртатнафту» и «Укрнафту». После потери этих активов Forbes снизил оценку состояния Коломойского с $1,9 млрд до $850 млн.

Покинуть страну может быть еще более рискованным для Коломойского. Еще в 2020 году Минюст США подал первый из четырех исков против него и Геннадия Боголюбова о вероятной покупке недвижимости и промышленных активов в Штатах за средства, выведенные из ПриватБанка.

Getty Images

Вячеслав Богуслаев. Однако главные неудачники года – Виктор Медведчук и Вячеслав Богуслаев. Оба подозреваются в госизмене. Если суд признает их вину по этой статье, то все активы будут конфискованы. Фото Getty Images

Однако главные неудачники года – Виктор Медведчук и Вячеслав Богуслаев. Оба подозреваются в госизмене. Если суд признает их вину по этой статье, то все активы будут конфискованы.

Яхта, самолеты, вертолет и еще 154 объекта движимого и недвижимого имущества, включая доли Медведчука в частных компаниях, арестованы решениями украинских судов. Еще один ценный актив Медведчука – 200 АЗС сети Glusco – в мае был передан в управление «Нафтогаза Украины». В конце сентября Медведчука обменяли на 200 защитников «Азовстали».

Неприкосновенными для украинской Фемиды могут остаться только российские активы Медведчука. К примеру, Гавриковское нефтяное месторождение стоимостью $93 млн, которое он контролирует через жену.

Совладелец и неизменный руководитель «Мотор Сичи» Богуслаев с октября 2022-го находится под стражей. В ноябре суд арестовал состояние Богуслаева на 1 млрд грн. Акции «Мотор Сичи» арестовали еще в марте 2021-го и передали в управление АРМА.

По данным следствия, до и во время вторжения «Мотор Сич» поставляла в Россию авиадвигатели, которые использовались в военных вертолетах РФ. Его, как и Медведчука, могут обменять на украинских военнопленных, говорит глава СБУ Василий Малюк.

Автор: Игорь Орел

6. Экспансия года – украинский креатив

В апреле нью-йоркская Таймс-сквер осветилась синими экранами с желтыми слоганами Be brave like Ukraine и миниатюрными трезубцами. Это часть всемирной кампании «Смелость», разработанной креативным агентством Banda.

Смелые билборды увидели также жители Бостона, Сан-Франциско и Вашингтона. Промокампания украинской отваги стартовала и в европейских городах: Лондоне, Милане, Мадриде, Амстердаме, Варшаве, Берлине, Риге и Таллинне.

Кампанию запустили, чтобы увеличить поддержку Украины на Западе и заложить фундамент будущего сотрудничества. Смелость – главная статья украинского экспорта, уверен соучредитель Banda Паша Вржещ. Но не единственная. Из-за войны Запад обратил внимание на украинский креатив.

«Это Дэвид Гилмор из Pink Floyd. Я хотел бы поговорить с Андреем или с кем-то, кто связан с Boombox», – скрин этого сообщения солист группы Boombox Андрей Хлывнюк выложил в Instagram 28 марта.

Через неделю опубликовали результат этой переписки: Pink Floyd записали первую с 1994 года оригинальную композицию. Это – трек по мотиву песни «Ой у лузі червона калина», которую Хлывнюк спел в первые дни войны на фоне Софийского собора.

Солист Pink Floyd был не первым иностранным артистом, обратившим внимание на неофициальный гимн украинского сопротивления. В марте ремикс на песню Хлывнюка опубликовал южноафриканский музыкант The Kiffness. Зимой Oy U Luzi Chervona Kalyna [Army Remix] более 13 миллионов раз посмотрели на Youtube и послушали 5 миллионов раз на Spotify.

@brave.ua (FB)

В апреле нью-йоркская Таймс-сквер осветилась синими экранами с желтыми слоганами Be brave like Ukraine и миниатюрными трезубцами. Это часть всемирной кампании «Смелость», разработанной креативным агентством Banda. Фото @brave.ua (FB)

В 2022-м европейцы наизусть выучили слова еще одной украинской песни. Победа Kalush Orchestra из Стефания на Евровидении конвертировалась в любовь и доверие иностранцев. После упоминания Олегом Псюком «Азовстали» во время финала шоу мариупольский завод попал в Google Trends. Сейчас у группы плотный график выступлений за границей: после Европы он отправился в первый тур по США и Канаде.

21 октября вышел совместный трек Kalush Orchestra с финской группой The Rasmus. На Spotify его послушали уже 1,35 млн раз. Стриминги фиксируют интерес к музыке Украины. Например, в YouTube-чартах группы The HARDKISS количество прослушиваний из Польши и США выросло вдвое, а из Германии, Чехии и Великобритании – втрое.

Это уже победа? Скорее, важный шаг на длинном пути. «Понимание, что украинская культура сильна, самобытна и профессиональна, на Западе пока нет», – говорит искусствовед Ольга Балашова, описывая беспрецедентную продажу картины Марии Примаченко за $500 000.

Более двух десятков групп из Украины в этом году съездили в мировые туры. Массовость этих гастролей ситуативна, считает солистка The Hardkiss Юлия Санина. «На западных рынках способны закрепиться аутентичные украинские артисты – «ДахаБраха», Go-A, – добавляет она. – Эти исполнители рассказывают уникальную историю, за которой интересно наблюдать иностранцам».

Автор: Тома Мироненко

7. Крупнейший «холдинг» Украины – АРМА

Уже в середине 2022 года стоимость конфискованных активов на балансе Агентства по розыску и менеджменту активов (АРМА) превысила $1 млрд. В августе, когда агентство получило ТРЦ Ocean Plaza, Forbes оценивал их в $1,5 млрд. В АРМА передали уже более 30 000 активов.

Если до начала полномасштабной войны АРМА концентрировалась на имуществе, связанном с экс-президентом Януковичем и его «семьей», то сейчас в его фокусе значительно шире круг активов. Речь идет о деньгах, бизнесе и недвижимости россиян, белорусов или украинцев, которые находятся под санкциями или фигурируют в уголовных расследованиях.

В портфолио АРМА уже много дорогих объектов. Кроме Ocean Plaza, это Николаевский глиноземный завод Олега Дерипаски, яхта, самолет и сеть АЗС Glusco Виктора Медведчука, облгазы Дмитрия Фирташа, различные активы российских и белорусских госкомпаний, банк и даже телеканал.

Главная задача АРМА – найти для таких объектов эффективных управляющих, которые могут не только сохранить, но и приумножить стоимость предприятия, рассказывал в интервью Forbes руководитель агентства Дмитрий Жоравович. Он до сих пор работает, имея статус временного исполняющего обязанности главы АРМА.

На практике с этим не так просто: в 2022-м агентство передавало активы преимущественно в управление государству. НАК «Нафтогаз Украины» получил 26 облгазов, ранее принадлежавших компании, связанной с Фирташем, и 200 АЗС сети Glusco, ассоциирующейся с Медведчуком.

Denis Buhaychenko/Wikipedia

Дмитрий Жоравович, глава агентства АРМА Фото Denis Buhaychenko/Wikipedia

Государству попали даже активы, которыми оно не может профессионально управлять. Недвижимость в центре Киева на 2900 кв. м перешла к предприятию из структуры Министерства внутренних дел (МВД), а «4 канал», принадлежавший подозреваемому в государственной измене нардепу Алексею Ковалеву, передали Государственному агентству по кино.

Примеров удачной передачи в частные руки пока маловато. К примеру, Глуховский карьер кварцитов Дерипаски получила фирма, ассоциирующаяся с Александром Ярославским. Недавнее соглашение – передача предприятия «Винницабытхим» владельцам ритейлеров EVA и Varus. Оно производит продукцию российской компании «Невская косметика», а одна из самых известных торговых марок компании – «Ушастый нянь».

Разговоры о возможной реформе АРМА из-за его не слишком высокой эффективности еще летом вышли на достаточно предметный уровень. Один из обсуждаемых вариантов – расформирование агентства и распределение его функций между НАБУ и Генпрокуратурой, которые будут осуществлять розыск активов, и Фондом госимущества, который может управлять ими.

Альтернатива – сохранить АРМА (в свое время его создание было одним из требований международных партнеров Украины), но при условии, что процесс управления и передачи активов будет максимально диджитализованным.

Автор: Ирина Крицкая

8. Наименее привлекательный бизнес года – телеканалы

Телевидение в этом году перестало быть дорогой игрушкой самых богатых. И стало игрушкой очень дорогой и почти ненужной. С начала полномасштабной войны самые рейтинговые каналы медиагрупп упустили возможность продавать рекламу. С 25 февраля они перешли в режим совместного вещания и вещают в рамках круглосуточного марафона «Единые новости».

Получать рекламный доход медиагруппы начали с конца апреля, но только на телеканалах, не вовлеченных в совместный марафон. Однако цены на рекламу существенно упали. По информации директора по ТВ-инвестициям и баингу Razom Group Игоря Полосьмака, дисконт достигает 30-40%.

На рекламные доходы ТВ повлияла и остановка исследований телеаудитории, которые не обнародуют с конца марта. Ситуация почти катастрофическая. По информации Всеукраинской рекламной коалиции, в 2022 году размер прямой ТВ-рекламы сократился почти на 80%, а спонсорство – на 87%.

Из-за уменьшения доходов телеканалы, которые до этого были дотационными, сокращают расходы. Весной в медиагруппах прошли массовые увольнения. А 1+1 media и Starlightmedia запустили не все шоу в начале осеннего премьерного сезона, медиа-группа Inter вообще не начала его.

Данило Павлов для Forbes Україна

С 25 февраля они перешли в режим совместного вещания и вещают в рамках круглосуточного марафона «Единые новости». Фото Данило Павлов для Forbes Україна

Летом телевизионный рынок покинул один из ключевых игроков – «Медиа группа «Украина» Рината Ахметова. СКМ, владевший компанией, заявил, что сдает лицензии в рамках антиолигархического законодательства. Однако есть и другая версия: медиа стало непосильным бременем для собственника, потерявшего часть металлургического бизнеса и не захотевшего больше поддерживать дорогое телевидение. За годы существования медиагруппы Ахметов вложил в нее $1,5 млрд, утверждают в компании.

Через три месяца бывшие работники «Украины» создали новое медиа: сначала YouTube, а затем ТВ-канал «Мы-Украина». Через две недели после официального запуска компания получила лицензию на спутниковое вещание и разрешение в цифровом мультиплексе МХ-2. А также вошла в пул производителей телемарафона «Единые новости». Это не обычная история: телеканалу «Прямой», связанному с Петром Порошенко, до сих пор не удалось ни то, ни другое. Издание УП связывает новый телеканал «Мы-Украина» с Офисом президента.

В то же время, телемарафон – игрушка недешевая. К примеру, медиахолдинг 1+1 media ежемесячно инвестирует в него около $1 млн собственных средств. Государство пока не платит телеканалам возмещений, рекламы в марафоне нет.

Параллельно сражение за читателей начали выигрывать Telegram-каналы с небольшими редакциями. Например, самые популярные каналы «Труха.Україна» и «Украина сейчас: новости, война, Россия» насчитывают 2,7 млн и 1,8 млн подписчиков. Для сравнения: у самых массовых Telegram-каналов медиа подписчиков в разы меньше. В ТСН – 934970, а в УНИАН – 874567. В Институте массовой информации (ИМИ) объясняют взлет популярности Telegram-каналов стремительным увеличением спроса на оперативную информацию.

Автор: Екатерина Шаповал

9. Наиболее удивившие компании – «Укрзализныця» и «Укрпочта»

10 месяцев российского нашествия продемонстрировали устойчивость крупных госкомпаний к кризису военного времени. «Укрпочта» и «Укрзализныця» в считанные дни превратились из заскорузлых символов плохого сервиса в мирное время в эффективные машины, которые непрерывно перевозят, доставляют и первыми возвращаются на деоккупированные территории.

За период полномасштабной войны в «Укрзализныце» один из наиболее стремительных взлетов показателя потребительской лояльности NPS. Об этом свидетельствуют данные компании Revisior, с 2017 года исследующей этот показатель в Украине. В начале года NPS направления «Дальнее сообщение» составляло -20%, 1 декабря – +78%. В направлении «Интерсити+» 22% изменились на +87% соответственно. Это один из самых больших взлетов за всю историю наблюдений Revisior.

Почему изменилось отношение людей к сервису УЗ? Одна из причин повышения лояльности – УЗ хорошо проявила себя во время эвакуации людей в первые месяцы войны, говорит директор логистической компании «Квадро-Центр» Александр Ткачук. На 23 декабря УЗ эвакуировала более 4 млн человек, сообщила пресс-служба. Из них 600 000 – за границу.

Getty Images

«Укрпочта» и «Укрзализныця» в считанные дни превратились из заскорузлых символов плохого сервиса в мирное время в эффективные машины, которые непрерывно перевозят, доставляют и первыми возвращаются на деоккупированные территории. Фото Getty Images

Еще одна причина – непрерывность работы и пунктуальность. «Девиз УЗ в 2022 году: «Укрзализныця» продолжает работать по графику, – рассказывает председатель правления Александр Камышин. – Мы продвигали идею работы по графику, это дало возможность успокоить людей, дать надежду на лучшее». УЗ, по словам Камышина, сейчас выполняет графики движения на 85-90%. Ежемесячно компания перевозит около 1,4 млн пассажиров. Не остановиться во время топливного кризиса весной помог запас горючего, которого должно было хватить на 47 суток без пополнения. В настоящее время компания закупает горючее напрямую на нефтеперерабатывающих заводах.

19 ноября первый рейсовый поезд прибыл в Херсон – после того, как передовые отряды ВСУ вошли в город, прошло восемь дней. Перед этим «поезда победы» УЗ одними из первых заходили в освобожденные города Харьковщины: Купянск, Балаклею, Изюм.

Вместе с железной дорогой на деоккупированных территориях появляется государственная «Укрпочта». «Заходим за ВСУ, как только процесс разминирования заканчивается», – говорит гендиректор компании Игорь Смилянский. Первые два отделения в освобожденном Херсоне открылись 15 ноября – на следующий день после официального поднятия флага Украины. А с 21 ноября компания возобновила отправку посылок в город.

В разгар энергокризиса «Укрпочта» перевела часть процессов на бумагу. «Это позволяет отправлять посылки и выплачивать пенсии, независимо от электроснабжения», – говорит Смилянский. Работают мобильные отделения, привозящие посылки, пенсии, еду и выплаты Красного Креста. Смилянский уверяет, что во время блэкаута сможет ограниченно работать половина от 6000 отделений компании. «Укрзализныця» снабдила бесперебойным электричеством все вокзалы. Защитными сооружениями, по словам Камышина, защищены 99% тяговых электроподстанций.

Автор: Денис Кацило

10. Товар года – все для автономности

Генератор – товар, который украинцы чаще всего искали в 2022 году, свидетельствует отчет Google Украина. В октябре спрос на них взлетел в 14 раз и, естественно, спровоцировал дефицит не только самих устройств, но и горючего. Только через два месяца цены на самые популярные модели генераторов взлетели на 9–65%. Ажиотаж это не остановило, автономность – «новый черный» этой войны.

Генератор – решение для бизнеса и частных домов, безопасный вариант для многоэтажек – зарядная станция. В топе брендов – EcoFlow и Bluetti, которых на всех не хватает, даже несмотря на кусючие цены. Производственные мощности заводов и их поставщиков не справляются со спросом, рассказывал Forbes Валерий Яковенко, соучредитель компании DroneUA, крупного импортера продукции EcoFlow.

коллаж Александра Карасева/Анна Наконечная

В топе брендов – EcoFlow и Bluetti, которых на всех не хватает, даже несмотря на кусючие цены. Фото коллаж Александра Карасева/Анна Наконечная

Еще один бенефициар блэкаутов – владелец Twitter, Tesla и SpaceX Илон Маск. На 19 декабря в мире насчитывался 1 млн активных подписчиков Starlink, сообщил оператор спутникового интернета SpaceX. Сколько терминалов именно в Украине – неизвестно. Только по официальным каналам для ВСУ и критической инфраструктуры доставили около 25 000 устройств.

Гражданские тоже скупают Starlink тысячами – спутниковый интернет спасает, когда через блэкаут ложится мобильная сеть. «Раньше мы доставляли до пяти Starlink в день, теперь привозим от 50 единиц в день», – рассказывает Михаил Глушко, директор по продукту международной доставки Nova Poshta Global. SpaceX ненадолго поднял цены на устройства для услуг для украинцев, но в стиле Маска быстро откатил решение обратно. С конца декабря официальная стоимость «тарелки» снова $600.

Автор: Валентина Дудко

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд